Обыкновенный необыкновенный лен: для Беларуси это и имидж, и экономика, и даже политика

It is very beautiful!, Beaute!, «Это невероятное зрелище!» — восклицали гости столицы, фотографируя с высоты птичьего полета огромные моря голубовато-лавандового цвета в окрестностях Минска. Миллионы цветков льна из окна самолета действительно поражают воображение.

Почему-то именно сейчас — в морозные декабрьские дни — вспомнилась эта яркая летняя картина, которую я наблюдал, возвращаясь в июле из командировки в Париж и подлетая к Минску. Может, еще и поэтому нашу страну во всем мире называют Синеокой. Любопытная версия, не правда ли?

Хочешь в Минске услышать иностранную речь — отправляйся в магазин, где продают льняные скатерти или постельное белье. Да и продавцов здесь подбирают исключительно со знанием языка. Главные покупатели — туристы. Такую приятную на ощупь память о Беларуси увозят с собой большинство из них, еще и впрок берут: натуральное ценно, да и дорого в Европе. Льняная скатерть в том же Париже стоит в разы больше, чем в Минске.

Лен для Беларуси — это и имидж, и экономика, и даже политика. И дело не только в том, что цветущий северный шелк украшает наш герб. Это как картофель, «БелАЗы» или калийная соль — то, что определяет лицо нашей страны во всем мире. Поэтому и отношение к этой культуре особое.

«Отрасль сложная, но эксклюзивная», — не раз говорил Президент. На днях Глава государства вновь напомнил об этом в Орше. Именно здесь находится крупнейший в Европе льнокомбинат — производитель натуральных тканей. После недавней модернизации технологии тут на уровне мировых. Но стоять на месте нельзя.

«Эта отрасль в течение 3 лет должна быть минимум в два раза эффективнее», — уверен Александр Лукашенко. А это серьезный экзамен и для правительства, и для ученых, а также персонально для губернаторов. Каждый из них должен провести эксперимент — засеять участки белорусскими и импортными семенами. Результат на личном контроле Президента. Лен — культура, которая не терпит попустительства. Чтобы из травы получился экоматериал, нужно довести до совершенства более сотни технологических операций. Пока же дело тормозит низкое качество сырья. Часть волокна приходится покупать в той же Европе. Неужели сами не можем лучше?

Кстати, самый лучший лен — в Ирландии — стране с не самым комфортным климатом. Значит, дело не только в погоде, на которую мы привыкли пенять. Там же и самые прогрессивные производства. Это мировой знак качества. Вот у кого белорусам стоит поучиться диктатуре технологии, ведь лен — культура невероятно капризная. Засеять одно и то же поле можно только раз в 7 лет, да и уборка долгунца — процесс кропотливый. Промедлишь на неделю — считай, пропало. Вот он, пресловутый человеческий фактор. Когда-то говорили: льну нужно поклониться. Сегодня это в прямом смысле дело техники. А ее не хватает, нужно покупать. Но никакого импорта — это железное требование Президента. А это уже упрек в сторону наших машиностроителей. Тот же Минский тракторный завод, продукции которого нет разве что в Антарктиде. Неужели здесь не осилят льняную чудо-машину? Вероятно, решением вопроса станет кооперация с бельгийским производителем подобной техники.

Однако лен — это не только рубашки и простыни. Это еще бумага, бинты и прочие мелочи. Некоторые из этих ниш до сих пор заняты импортными производителями. Почему? Ведь выгоду можно извлечь буквально из каждой семечки. Льняное масло — настоящая находка для модниц и тех, кто просто следит за своим здоровьем. По целебной силе оно оставляет далеко позади знаменитый еще с советских времен эликсир долголетия рыбий жир. Несколько лет назад это масло мы закупали за рубежом, а сейчас на столичных полках есть и свое. Значит, можем, когда хотим.

Мировые посевы льна — это всего два десятка стран. Безусловный лидер — Франция: Нормандия — настоящая льняная Мекка. Беларусь, внимание, вторая! И это при том, что совсем недавно мы удерживались на шестой-седьмой позиции. В таком стремительном росте нам скорее помогли конкуренты. Большинство из них сворачивают производство, в том числе такие гиганты, как Россия и Китай. Но главное — не упустить шанс. Это хорошая возможность перетянуть мировое льняное одеяло на себя, ведь спрос на натуральное не упадет никогда. Но, как говорится, хочешь жить — умей вертеться. На языке экономистов это маркетинг. Наши ткани, оказывается, можно найти даже в Бразилии и ОАЭ. Но основной рынок сбыта — требовательный к качеству Евросоюз. Чтобы удержаться здесь на плаву, нужно держать марку. Когда-то наше золотое руно по достоинству оценил сам Пьер Карден, и сегодня в мировой льняной колоде нам достался если не джокер, то уж точно король. С такой картой в руках стоит бороться, ведь партия явно становится выгодной. Вот уж правду в народе говорят: «Лен вымотает, лен и озолотит».

Самое читаемое