Однажды, 20 лет назад. Листаем первые номера газеты «Минский курьер»

Минск без гипермаркетов и с таксофонами в метро. Листаем первые номера газеты «Минский курьер» вместе с корреспондентом агентства «Минск-Новости», а также вспоминаем, каким был город и мы 20 лет назад.

Апрель 2001-го. Для многих это было время надежд. Страна начинала жить в ХХI веке. Изменения каждый чувствовал на себе. Пусть не семимильными шагами, но росла экономика. Как мы помним, она и будет расти до первых мировых кризисов осени 2008 года. Эта эпоха начала 2000-х — словно демаркационная линия между прошлым и будущим. С одной стороны, с безнадегой канувших в Лету 1990-х было почти покончено. По крайней мере, к этому стремились. С другой — еще не пробил час всемирной глобализации. Мы были менее информированными, немного наивными, более восторженными, чем сегодня. Может, и правда, кто умножает познания, умножает скорбь? В нашем распоряжении уже был Интернет, но он еще не проник во все сферы жизни. Тренд — кнопочные мобильные телефоны. Особый шик — «раскладушка». Но это всего лишь звонилки, а не Всемирная паутина в кармане у каждого, как сейчас. Бумажная газета в 2001-м продолжала оставаться одним из главных средств массовой информации. Магию печатного слова еще не вытеснили электронные платформы. Итак, листаем подшивки.

Ода таксофонам

Если уж в прелюдии обмолвились о сотовой связи, то вот рекламный блок 20-летней давности в «МК». Рекламировали салон сотовой связи. На картинке бизнесмен в шикарном костюме стоит рядом с огромным кнопочным телефоном размером с высокого человека, а сбоку слоган: «Дорос до мобильного телефона?» То есть до обладания им еще следовало дорасти. В действительности, не говоря о бизнесменах, обыватель мог скопить на сотовый три сотни долларов в эквиваленте. Но вот стоимость услуг сотовой связи оставалась неподъемной для многих. Тянула в среднем на 50 долларов в месяц. А это половина зарплаты среднестатистического минчанина в то время. Словом, телефон оставался признаком достатка. Его носили в чехле на брючном ремне. Случалось, вешали на шею на особой ленте, как выставочный бейдж. Чтобы все увидели: не абы кто, а обладатель мобилы перед вами. Не то что некоторые, с пейджерами. Помните такое устройство? Ровесникам нашей газеты, пожалуй, придется объяснять.

То, что от сотовой связи не ждали бурного развития, а тем более не думали, что она станет «нашим всем» для зрелых и чуть ли не продолжением руки для подростков, доказывает статья в первом номере «МК». В ней — о строительстве продолжения второй линии метро от станции «Пушкинская» до «Каменной Горки». Заметка называется «Метро будущего». Автор с восторгом описывает, что на станции «Кунцевщина» прямо на перроне на колоннах запланирован монтаж телефонов-таксофонов! А в местах ожидания поездов, продолжал восхищаться журналист, предусмотрена дополнительная подсветка, чтобы пассажиры могли читать газеты! К слову, в этом же номере рядом была статья о появлении в Минске 480 новых синих таксофонных полукабин. Кто бы мог подумать, что пройдет совсем немного времени, и новости в метро начнут читать с экранов смартфонов, человека с развернутой бумажной газетой встретишь нечасто, а таксофоны очень быстро станут атавизмом, почти исчезнут с минских улиц.

Город-сад

Еще одна новость из 2001 года. Тоном Владимира Маяковского: «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть», заметка о планируемом через два года начале строительства нового жилого района в продолжение улиц Притыцкого и Матусевича. Речь о Каменной Горке. Автор пишет, что пока там пустырь, но архитекторы точат карандаши над кульманами. Застройка намечается квартальная, то есть множество домов будут выстраивать кольцами или квадратами, а внутри них — дворы-колодцы. Всё хотят спроектировать так, чтобы машины во многие дворы не смогли заехать. Это ради соблюдения экологической чистоты. Опять мечтательность! А как же скорая или пожарная? Также сообщается, что район украсят водоемы (ни одного там не видел). Но главное — построят огромный магазин под названием гипермаркет, как в Америке! Стоит напомнить, что в 2001-м в Минске их не было. Поэтому чувства автора можно понять. Первый гипермаркет открылся 10 марта 2005-го недалеко от пересечения Логойского тракта и МКАД.

Без лишнего пафоса

В 2001 году Мингорисполком объявил конкурс на лучший эскизный проект реконструкции площади Независимости. В первом номере газеты представлено несколько архитектурных проектов. Эскизы опубликованы. Чего только не предлагали. И организацию двухуровневого транспортного сообщения под землей с остановками транспорта там же, и небоскреб образовательного центра за педуниверситетом. От главпочтамта до гостиницы «Минск» хотели перекинуть стеклянную арку с колоннадами, чтобы въезд на площадь был более торжественным, как вход в сокровищницу или в храм. Прямо как в мультфильме про Ивана с волшебным кольцом — «мост анженерной работы из хрувсталя». Авторы разных проектов не пришли к общему знаменателю. Старожилы от градостроительства сказали, что не надо огород городить. Площадь давно сложилась как архитектурный ансамбль. В итоге мы увидели смещение транспортного потока в сторону БГУ и подземный торговый центр.

В этом же номере сообщали о начале воссоздания Минской ратуши на площади Свободы. Проект планировали давно. Но не было средств. Здание сдали в эксплуатацию в конце 2003-го. В феврале 2004-го ратушу открыли для посетителей, а 4 ноября 2004-го состоялось ее торжественное открытие. Ратуша стала только началом. Всю историческую застройку вокруг нее реконструировали или обновили с сохранением первоначального облика.

Наряду с площадью и ратушей на полосах газеты, в анонсах будущих реконструкций — полная внутренняя перепланировка гостиницы «Минск». В финале заметки — отель получит статус четырехзвездочного. Но главное достоинство автор заметки выделил особо: у гостиницы будет свой сайт в Интернете. Тоже примета того времени — хвастать наличием у организации электронной платформы, как обладанием адронным коллайдером!

Достучаться до небес

В материале «Создать машину — не блин съесть» журналист рассказывает о семинаре, где собрались представители всех семи автопарков Минска, занимающихся пассажирскими перевозками. Оказалось, модерновые автобусы «МАЗ», полюбившиеся минчанам, не совсем надежны в эксплуатации. Выступили директора, главные инженеры автопредприятий с жалобами о недостатке запчастей. Сетовали, что часто, устраняя недостатки, слесари пытаются усовершенствовать узлы с помощью деталей старых «Икарусов» и «ЛАЗов»! В итоге выдвинули требование внесения изменений в конструкцию из 18 пунктов. Заместитель председателя Мингорисполкома Николай Ерохов назвал семинар полезным. Надо учиться, не должно быть никаких обид.

Второй частью семинара стала сенсация. Обсуждали среднеплановый интервал движения. Докладчик вдруг заявил: «Товарищи! Отнеситесь спокойно! Для обеспечения интервала минский транспорт теперь будут отслеживать из космоса с помощью специальных сигналов космических спутников… Но на это нужно 3 млн долларов». В зале повисла пауза с покашливаниями. Большинство суровых мужчин обменялись взглядами и потупили глаза с мыслью: вы врите, да не перегибайте. Могли бы что-то умнее придумать, чтобы освоить 3 млн. Понятно, заявление, что за автобусами будут следить спутники, показалось бредом вчерашним советским людям. Их можно понять. Конечно, в зале присутствовал кто-то, кто слышал про GSM-геолокацию. Но даже сегодня, включая эту функцию в телефоне, сложно представить, что спутник подсказывает тебе дорогу.

Но некоторым планам, мечтам так и не суждено сбыться. В одной из заметок в первых номерах заявлено: в Чижовку проложат трамвайные рельсы. Также трамвай будет ходить по Харьковской, Пономаренко, Шаранговича и в Сухарево. По сей день на этих улицах нет звона трамвая.

В заключение транспортных новостей. Государственный таксопарк, работающий с номером 081, приобрел оборудование, благодаря которому диспетчеры смогут обрабатывать 12 вызовов такси в минуту. Дефицит такси и эпоха «уксусов» продлились в Минске еще 5–6 лет. Потом появились частные службы, обеспечивающие прибытие машины за 5 минут. Сегодня на месте таксопарка на проспекте Жукова — торговый центр.

Дать по 150

Председатель Мингорисполкома Михаил Павлов во всех номерах «МК», начиная с первого, упоминается часто. То Михаил Яковлевич объезжает с комиссией городские дворы, оценивая благоустройство. В одном из дворов сказал, что ему было бы приятно тут погулять со своим внуком. То он на совещании по вопросу реконструкции площади Независимости. Его пожелание — сделать площадь не только функциональной, но и превратить в зону отдыха. Второе, к сожалению, не сбылось. Занимался он и вопросами воссоздания городской ратуши. Считал, что ее появление сделает город теплее, душевнее. К 2001 году отголоски экономических передряг прошлого еще оставались. На некоторых предприятиях задерживали зарплату. 9 апреля Павлов отчитывал подчиненных за невыполненные поручения разобраться с этой проблемой. Общая сумма невыплаченных денег составляла 13 млн рублей (11 тысяч долларов). И вот сакраментальная фраза председателя Мингорисполкома, характеризующая время: «Перед нами стоит задача обеспечить в столице месячный заработок не только в 100 долларов, но и в 150». Теперь ясно, почему оплата сотовой связи была многим не по карману. По данным, приведенным в пятом номере «МК», прожиточный минимум в тот период составлял 43 636 рублей (36 долларов). Средняя пенсия по возрасту — 50 700 рублей (42 доллара). Средняя зарплата рабочих и служащих — 107 020 рублей (90 долларов). Конечно, покупательная способность суммы рублей, эквивалентной доллару, была гораздо выше, чем сегодня. Можно было с 10 долларами отправиться на рынок и вернуться с двумя пакетами, плотно набитыми продуктами. Кстати, о рынках, в частности Комаровском. По распоряжению Павлова там навели порядок, здание привели в божеский вид и ликвидировали царившую на территории и вокруг антисанитарию.

На фоне крупных проектов и больших городских проблем и задач не забывал «МК» информировать и о событиях, происшествиях, казалось бы, менее значимых. Но тем интереснее читать о них сегодня. Ведь они создают фон того времени. Вот новости от ГАИ. Во-первых, в 2001-м появились светодиодные светофоры. Цвета четче видны в солнечный день. Во-вторых, на улице Краснозвездной установлен «спящий полицейский» отечественного производства, изготовленный на тракторном заводе. При чтении новости сердце кровью обливается. Дело в том, что этот стальной «спящий» с рифленой поверхностью был слишком высоким. Если бы вы знали, сколько подвесок угробили на данном изобретении автолюбители. ГАИ предупреждала в прессе, но не все знали о новинке. Люди ехали по темной улице с обычной городской скоростью — и вдруг удар, только слышно, как сыплются на асфальт детали. Спасибо светлой голове, которая позже распорядилась заменить этих стальных крокодилов. Теперь «спящий полицейский» — это невысокая выпуклость на асфальте.

Имели место в «МК» и сообщения такого рода: без помощи милиции граждане раскусили мошенника. В Ленинском районе в одном из дворов в воскресенье появился микроавтобус. Мужчина приятной наружности вынул ящики и стал призывать граждан сдавать тару. Жители обрадовались. Наконец появились передвижные приемные пункты! Приемщик щедро вручал плотные трубочки мелких купюр. Вдруг те, кого обслужили, стали пересчитывать полученное. Выяснилось: делец скупает стекло в три раза дешевле государственной цены. Со всех концов двора раздались праведные возгласы возмущения. Ловкач спешно ретировался, оставив ящики гражданам.

Вместо постскриптума

Самое важное в той далекой эпохе, что все мы небезосновательно ожидали улучшения уровня жизни. Многое становилось нам по плечу и зависело только от нас. В чем-то надежды оправдались. А в чем-то были напрасны. В любом случае жизнь продолжается.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ