«Однажды порвало ремень генератора, и мы остановились на трассе». Водитель-международник — о дорожных приключениях

В июле по итогам конкурса профессионального мастерства ГП «Минсктранс» Николай Алисенок стал победителем в личном зачете среди коллег и лучшим молодым водителем, позже — обладателем почетного звания «Минский мастер — 2020». О тонкостях работы водителя-международника – материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Выбор профессии, похоже, был предрешен: водителями работали отец и дед Николая. Пригодились и учеба в профтехучилище (ныне Лицей № 9 автомобилестроения), и небольшой опыт работы таксистом. Однако с юности парень мечтал возить пассажиров на международных направлениях. В 21 год женился, получил права, но путь к цели оказался неблизким: для «международки» нужны были минимум три года стажа на городских маршрутах. Поэтому в 2011-м устроился в 2-й автобусный парк.

— Нас тогда пришло семеро, но скоро осталось двое. После стажировки мы получили автобусы, которые иначе как корчами не назовешь, — сегодня собеседник вспоминает об этом с улыбкой. — В 2006–2007 годах подвижной состав «Минсктранса» начал активно обновляться, а молодежь добивала старый. В декабре мне дали автобус, а уже в апреле его списали, и эти несколько месяцев я чаще ездил за ним сзади на машине техпомощи. Зато хорошо узнал его устройство, что помогло потом, когда водил более новую технику.

Конкурс как хобби?

В конкурсах профмастерства Николай участвует почти каждый год. Для него это хороший способ поближе познакомиться с коллегами и возможность отшлифовать навыки. К победе шел с завидным упорством, несколько раз был в шаге от пьедестала, занимая 4-е место. И вот триумф!

— Год работаешь, три дня тренируешься — и демонстрируешь все, на что способен. Драйв! Один год был очень тяжелый, даже собирался увольняться, но остался из-за конкурса. А потом ушел на «международку». Это действительно мое. Когда закрыли границы во время пандемии, работал на городских маршрутах. Но все равно тосковал по дальним рейсам, где и с пассажирами знакомишься, и много интересного видишь. Иной раз чувствуешь себя капитаном дальнего плавания. К счастью, с августа рейсы в Варшаву возобновили. Правда, неизвестно, надолго ли, — рассказывает Н. Алисенок.

Дорожные приключения

Весной 2015-го Николай совершил свои первые международные рейсы — в Санкт-Петербург, Москву и Киев.

— Волновался ли? Рядом был опытный напарник, который мог подстраховать, подсказать. А вообще туристический «МАЗ-251» не особо отличается от городского автобуса, разве что сидишь высоко, — отмечает водитель. — Поначалу всю дорогу не спал, стараясь запомнить трассу, знаки и заезды на вокзалы. В Киев ездил три года, изучил все ямки: иначе в Украине нельзя, особенно после зимы. У обочин там часто стояли машины: диски разрывались из-за дефектов проезжей части. А мы притормаживали и объезжали ямы.

Но поломки в пути все же случались. «Международникам», как никому другому, известно: одно дело, когда такое происходит в городе, другое — в дальних рейсах.

Бывало, приходилось просить водителей других автобусов или легковушек забрать наших пассажиров. Как-то «МАЗ» вышел из строя под утро 23 февраля. Пытались с напарником отремонтировать — не получилось. Людей распределили по другим машинам, а сами остались ждать техпомощь. А жена в это время ждала меня за праздничным столом… — улыбается Николай.

Изредка подводит и импортная техника. Сейчас Алисенок с напарником ездят в Варшаву (а до коронавируса и в Мюнхен) на автобусе «Ивеко», пробежавшем за 6 лет 1,5 млн км. Простительно, что в прошлом году случилась неполадка.

В очередную поездку в Мюнхен я надел новые майку и шорты, чтобы прогуляться по городу. Словом, красавчик, — иронии Николаю не занимать. — Но в надежде починить автобус провалялся под ним до вечера и весь измазался.

Большинство пассажиров, как ни странно, относятся к поломкам в пути спокойно, даже предлагают помощь.

Однажды порвало ремень генератора, и мы остановились на трассе. С нами из салона вышли несколько человек: оказалось, один автослесарь, другой — работник СТО. Мы только успевали им ключи подавать. Минут за 10 все сделали и поехали. Но даже если пассажиры чем-то недовольны, всегда стараемся сглаживать острые углы, хотя всем угодить непросто. В иномарках, например, хорошо работают кондиционеры. Кому-то холодно, делаю теплее — другие жалуются на духоту. Это в «МАЗе» тех, кому прохладно, можно пересадить назад, а кому жарко — вперед, — говорит собеседник.

В дороге его греет мысль: дома ждут жена и сын-первоклассник, в выходные они вместе отправятся на дачу, где построили дом. Многое еще впереди: участие в очередных конкурсах, обустройство дома, воспитание ребенка. Главное, уверен Николай Алисенок, не останавливаться на достигнутом.

В 2-м автобусном парке «Минсктранса» трудятся около 560 водителей, из них 135 — на международных маршрутах.

Среди 11 460 работников «Минсктранса» без малого 4 900 водителей. Поздравляем всех с Днем автомобилиста и дорожника! Желаем безопасных дорог, комфортных условий работы и благодарных пассажиров!

Фото Павла Русака

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ