Вы когда-нибудь видели домового? Если нет, значит вам непременно следует посетить выставку кукол «Маленькая сказка», которая открылась в художественной галерее Михаила Савицкого.
Седобородый хранитель дома; ироничные Бабки-Ёжки; совершенная, как и положено, Мэри Поппинс; белокурый ангел и агрессивная ведьма-байкерша. Продуманные до каждой веснушки, уникальные до кончиков миниатюрных ноготков, экспонаты «Маленькой сказки» с первого взгляда погружают в атмосферу мистики и волшебства. Почему взрослым куклы не менее важны, чем детям, и как фильмы ужасов вдохновляют на создание милых и уютных персонажей? Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала это у автора выставки Анастасии Адамович.
Анастасия Адамович и сама чем-то напоминает волшебного персонажа: изящная, белокурая, хрупкая. А вот характер, судя по всему, железный. Еще бы, ведь сколько терпения нужно, чтобы создать каждую куклу.
Это на первый взгляд все легко и просто: подумаешь, там слепил, тут нарисовал. На поверку каждая работа — ювелирная. От лепки харизматичного личика из полимерной глины до создания уникального наряда с ручной вышивкой и мельчайшими аксессуарами — миниатюрными пуговками на кипенно белой рубашке Собирателя сказок и таким же крохотным щегольским зажимом для галстука.
— Линзы в очках сказочника могли быть и пластмассовыми, — отмечает Анастасия Адамович. — Но мне было принципиально сделать стеклянные, чтобы передать образ. Кстати, вы заметили, что Собирателю сказок удалось поймать месяц?
И, действительно, из миниатюрного чайника (или лейки — у кого какие ассоциации) выглядывают задорные рожки светила. А в руках старый сказочник держит настоящую бумажную книгу.
Рядом примостился грациозный ангел, распахнувший пушистые белоснежные крылья. Кукла кокетливо демонстрирует ажурное ожерелье.
— Среди мастеров шарнирных кукол популярны узорные рисунки, — поясняет автор. — Мне же захотелось добавить украшению объема. Поэтому каждая бусина приклеивалась вручную.
Ожерелье поддерживает узор на легком платье, налобное украшение и цепочки, затейливо обвивающие лодыжки ангела. И все из бусин. Представляете, какой запас терпения нужно иметь?
Можно заметить, что на выставке лидирует образ Бабы-Яги. Но не злобной старушенции, какую навязывает кинематограф, а обаятельной, ироничной и очень модной бабуси.
— Бабки-Ёжки характерные, веселые, и зрителю они нравятся, — уточняет Анастасия Адамович. — Слышала, что многие покупатели даже придают им роль своеобразного оберега. Скажем, перед выходом из дома обязательно дернет куклу за башмачок, чтобы день был удачным. При этом я не закладываю в них какой-то мистический подтекст. Цель работ — разбудить ребенка в каждом взрослом, дать возможность на несколько секунд окунуться в волшебный мир, ощутить себя в сказке.
В экспозиции «Маленькой сказки» живут 17 персонажей. Всего же работ куда больше. Автор признается, что подсчет не ведет. Тем более что многие, уезжая на выставки, перекочевывают к новым владельцам. География внушительная: куклы Анастасии Адамович живут в России, США, Израиле, Бельгии, Норвегии, Франции, Польше, Эстонии. Фото некоторых из них также представлены на выставке.
Некоторые белорусы любят сетовать на цену авторских кукол, мол, неоправданно дорого. Что по этому поводу думает мастер?
— Безусловно, не каждая авторская вещь обязана стоить дорого, — отвечает Анастасия Адамович. — Но хорошая авторская кукла, как и любое произведение искусства, не может быть дешевой. В нее вложены художественный талант и опыт, кропотливый труд. И если куклу рассматривать как арт-объект, который занимает почетное место в галереях, на выставках и презентациях, то почему она должна стоить копейки?!
На создание одного персонажа уходит от нескольких недель до восьми месяцев. Как в случае с Собирателем сказок. При этом мастер уточняет, что чаще работает сразу над несколькими игрушками:
— Портретную куклу под заказ делаю, в среднем, за месяц. Правда такие заказы беру редко и больше для наработки опыта. Все-таки художнику интереснее делать то, к чему душа лежит.
К слову, об опыте. Он у Анастасии внушительный. Трудится мастером кукол она около 10 лет, 8 из которых — профессионально. А началось все со Снегурочки под елку.
— У многих была и есть кукла Снегурочка, которую ставили под елку к Рождеству и Новому году, — вспоминает Анастасия Адамович. — Как-то наша расклеилась-рассыпалась в силу возраста, и я решила ее возродить. Получилось и очень понравилось.
С того и началась история игрушек Анастасии Адамович. Сама автор сравнивает процесс создания кукол с написанием картины, только в варианте 3D.
Куклу часто называют дитя всех муз. Неудивительно, ведь одна игрушка соединяет в себе разнообразные техники и материалы: лепку из полимерной глины, роспись красками. При ее создании нужны и задатки скульптора, а также историка и дизайнера одежды.
— Создавая персонажа, иногда сложно остановиться, — говорит Анастасия и тут же поясняет: — Бытует мнение, что куклу деталями не испортишь. На самом деле, на мой взгляд, перенасыщать деталями не стоит. Каждый элемент должен нести смысл.
— Что вдохновляет мастера? — интересуюсь.
— Вдохновляюсь фильмами ужасов, — в очередной раз озадачивает Анастасия. — Комедии не интересны, а вот альтернативная история, научная фантастика, фильмы про привидений — самое мое.
Как ни странно, «жуткое» вдохновение находит выход в добрых, милых и уютных образах. Сама автор уточняет: создает кукол такими, чтобы рядом с ними не было страшно:
— И даже изначально (сюжетом задуманные. — Прим. авт.) страшные персонажи историй и преданий в моей сказке несут только позитивный заряд.
Выставка авторской куклы «Маленькая сказка» Анастасии Адамович уютно расположилась в зале художественной галереи Михаила Савицкого. Окунуться в атмосферу волшебства можно до 31 июля.
Фото Сергея Пожоги