Одним из первых в стране начал снимать с дельтаплана. Белорусский кинооператор и режиссер Д. Зайцев отмечает 80-летие

В его творческом багаже свыше 40 фильмов, над которыми он трудился в качестве кинооператора, режиссера, а иногда еще сценариста и продюсера. 26 марта празднует 80-летие заслуженный деятель искусств Беларуси Дмитрий Зайцев, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Минчанин, в 1969 году окончивший операторский факультет ВГИКа, стартовал в кино уверенно и мощно. Годом раньше Игорь Добролюбов снимает своего знаменитого «Ивана Макаровича», драму, получившую Гран-при «Серебряная Минерва» на XXII Международном кинофестивале детских фильмов в Венеции и 1-ю премию на 4-м Всесоюзном фестивале в Минске. Успеху картины во многом содействовал прекрасный изобразительный ряд, причем за камерой стоял именно Д. Зайцев. Это была его дипломная работа.

Потом были «Рудобельская республика» и «Большой трамплин», «Время ее сыновей» и «Время-не-ждет» по роману Джека Лондона с Юозасом Будрайтисом в роли Элама Харниша, «Воскресная ночь» и «Черная береза», и это лишь несколько самых известных названий. «Людей на болоте», которых в начале 1980-х взялся ставить по произведению Ивана Мележа Виктор Туров, опять-таки снимал кинооператор Д. Зайцев.

В прокате картину посмотрели свыше 4 млн человек — завидная по сегодняшним меркам цифра. Режиссер и оператор получили за нее Государственную премию СССР, несколько первых призов, в том числе на кинофестивалях в Маниле и Таллине, и, окрыленные успехом, экранизировали вторую часть «Полесской хроники» — «Дыхание грозы», также благосклонно принятую зрителями и кинокритиками.

В 1979 году Зайцев дебютировал как режиссер фильма «День возвращения». Более чем из десятка последовавших затем лент стоит выделить следующие: «Франка — жена Хама» (Гран-при на кинофестивале в Испании), «Цветы провинции» (Госпремия Республики Беларусь), «Между жизнью и смертью» (центральный герой — Евгений Сидихин), «Гладиатор по найму» (с Мариной Могилевской и Сергеем Газаровым в главных ролях). И отдельно — «Стаю» (2008 г.), сценарий к которой Дмитрий Евгеньевич написал сам и которую к тому же продюсировал. И неудивительно — в основу была положена трагичная судьба его собственного сына.

«Стая» — это драма о проблеме отцов и детей, фильм о родительском доверии, о ребятах, которые растут в мире соблазнов, бесконечного потока информации и такой легкой, на первый взгляд, наживы, — рассказывал тогда Зайцев. Главный герой картины — парень Данила, который отказывается жить, как папа, которого сыграл Сергей Гармаш…

В молодости Зайцев активно занимался спортом, и это, безусловно, помогало ему в работе. Одним из первых в республике он начал осваивать экзотический по тем временам дельтаплан и нередко делал очень удачные общие планы, что называется, с высоты птичьего полета.

И сегодня, в эпоху рыночных отношений и в далеко не юном возрасте, Дмитрий Евгеньевич не разочаровался в профессии и продолжает активно работать, теперь в тандеме с давним другом и соратником, известным кинооператором и режиссером Юрием Елховым. В позапрошлом году на собственные средства мэтры отечественного кинематографа сняли «Неприкосновенность», удостоенную Гран-при на 20-м Международном фестивале детективных фильмов «ДетективФЕСТ» (Москва, 2018).

А на исходе прошлого года Зайцев и Елхов завершили съемки любовной драмы «Дамоклов меч» по сценарию Анатолия Делендика с Верой Поляковой и Игорем Фильченковым в главных ролях.

— Мы сняли эту картину, как и предыдущую, без государственного финансирования, пользуясь собственной аппаратурой и личной студией, — рассказали соавторы. — Действие происходит в онкологическом диспансере. Что касается названия «Дамоклов меч», это не просто намек на неотвратимую угрозу жизни главных героев. Пути Господни и впрямь неисповедимы, и мы не можем знать, что с каждым из нас случится даже, к примеру, завтра…

У картины две версии — 4-серийный телесериал и полнометражный фильм. Теперь оценка за зрителями.

Фото из архива Д. Зайцева

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ