«Одной вырезали на спине звезду. Другого сожгли на костре. Полностью испепелили Дальковичи…» Еще одно слово о геноциде
Для родных ветерана Великой Отечественной войны Василия Давжонка его рассказы о событиях тех огненных лет не просто слова. В беседе с корреспондентом агентства «Минск-Новости» полковник в отставке, награжденный орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «Партизану Отечественной войны» I степени, поведал об ужасе безвинного убийства, о невыносимости войны и о том, где самое место трофейным немецким орденам.
Опаленное детство
Несмотря на преклонный возраст — Василию Давжонку 96 лет, — он помнит многое, как будто это происходило вчера.
— В июне 1941-го окончил 7 классов, — неспешно начинает беседу ветеран. — Деревню Дальковичи, откуда родом, как и весь Плещеницкий район, фашисты оккупировали на десятый день войны. Все, кто мог держать оружие, ушли в партизаны, стали связными, подпольщиками.
Вспоминает, что боевое крещение прошел уже в июле. Подростки организовали засаду на немцев, которые везли на подводах награбленное в деревне добро: теплые вещи, свиней, кур… Четыре гитлеровца были убиты, остальные бежали в лес. Вместе с другими односельчанами Василий уничтожал линии телефонной связи, вел разведку в немецких гарнизонах, распространял листовки, а в начале 1942-го стал бойцом отряда «Борьба», входившего в состав бригады «Народные мстители» имени Воронянского.
— Партизаны Борисово-Бегомльской зоны наносили серьезные удары по врагу. Немецкое командование организовало карательную операцию «Котбус», — продолжает ветеран. — В блокаде участвовали более 70 тысяч фашистских солдат: части регулярной армии, танки, артиллерия, авиация. Приходилось туго…
Бой у деревни Дальковичи останется в его памяти навсегда.
— Не выдержав ураганного пулеметного огня, отряд вынужден был отступить, — с болью в голосе вспоминает собеседник. — Захватив деревню, фашисты лютовали. Раненой Ане Кононович вырезали на спине звезду. Данилу Аринича сожгли на костре. Полностью испепелили Дальковичи… Тогда погибли многие мои ровесники.
В июне 1943-го 20-тысячное соединение партизан попало в окружение. В авангард прорыва выдвинули роту, в которой служил Василий Давжонак. По топкому болоту бойцам удалось обойти немецкие дзоты и выйти из вражеского кольца.
Бесстрашный подросток участвовал в рельсовой войне, уничтожении фашистских гарнизонов в Ольковичах, Плещеницах, деревне Куренец… Вместо школьных предметов осваивал азы разведки и подрывного дела. После освобождения оккупированной Беларуси участвовал в партизанском параде 16 июля 1944 года.
От Каспия до Дальнего Востока
— На старых фотоснимках запечатлено, как на параде впереди отряда «Борьба» шествует козел. Но немногие знают историю появления этого животного, — улыбается Василий. — Малышок, такую кличку дали ему партизаны, прибился к нам еще в 1943-м и стал любимцем отряда. Переносил все тяготы полевого быта и даже воевал! Причем действовал грамотно: когда немцы открывали шквальный огонь, прятался, а после обстрела выходил. В Вилейку въехал на броне танка, вместе с партизанами прошел до Минска около 100 км. Вот и решили уважить любимца — взяли на парад. По случаю торжественного события Малышка принарядили: надели ленту с трофейными немецкими орденами. Решили, что на шее козла ей самое место.
После расформирования партизанской бригады 17-летний Василий Давжонак стал солдатом Белорусского полка 7-й стрелковой дивизии особого назначения. Позднее учился в Харьковском военно-политическом училище войск МВД. Лейтенантом был направлен в Среднеазиатский пограничный военный округ. В частях пограничных войск, расположенных от Каспия до Дальнего Востока, прослужил почти 30 лет. В звании полковника в начале 1970-х вместе с супругой Эльвирой Ильиничной переехал в Минск, но на заслуженный отдых не спешил. После службы работал учителем военной подготовки в 68-й столичной школе.
Четыре поколения
Эти и многие другие подробности жизни ветерана хорошо знают в его семье. Дочь Елена Бутырская подарила двух внуков. Василий часто брал маленьких Николая и Наталию в родные Дальковичи, где на месте дважды сожженной вместе с людьми деревни установлен мемориальный комплекс. Ездил с внуками и в Хатынь, и на Курган Славы.
— Дедушка пронес память о войне через всю жизнь, — рассказывает Наталия Бутырская. — В качестве свидетеля выступал на судебных процессах против полицаев и карателей, помогал партизанам восстанавливать документы, заботился о местах захоронения, написал несколько книг. День Победы для нас главный праздник, на который собирается вся семья.
Память о Великой Отечественной внуки ветерана бережно передают и своим детям. Правнуков у Василия Петровича четверо: Анастасия, Василий, Мария, Алексей, — в них он души не чает.
— Пока родители на работе, дети у нас. Благо школа и детский сад рядом, — улыбается ветеран. — Придут, обнимут, прощебечут что-то — будто бальзам на душу.
По словам дочери Елены, именно правнуки помогли ветерану пережить смерть любимой супруги, с которой они были вместе без малого 50 лет. Заботу о родном человеке взяла на себя внучка Наталия, помогает и правнучка Анастасия. В женском обществе Василий Петрович чувствует себя прекрасно.
— Дедушка сам ездит в поликлинику, в Академию наук. Иногда приносит из магазина пакеты с продуктами, — делится Наталия. — Прошу-молю, чтобы не утруждался, поберег себя: в холодильнике всего предостаточно. Но он — мужчина, к тому же настоящий полковник. Хочет сделать приятное, побаловать правнуков.
Старшей, Насте, 11 лет, младшему, Алексею, — 6. Прадедушка рассказывает о войне их одноклассникам в школе, делится воспоминаниями дома, поэтому они хорошо знают цену мирного неба над головой.
— Все больше времени отделяет нас от событий Великой Отечественной войны, но подвиг солдат и партизан, победивших фашизм, нельзя забывать, — считает Василий Давжонак. — Пусть скорбь и печаль, тяготы и лишения советского народа навечно утвердят мир.
Родные ветерана продолжили дело служения Отечеству. Дочь много лет трудилась в ДОСААФ, внук работает в силовых структурах.
Фото Сергея Пожоги
Смотрите также: