Одноногий марафонец, гибель подлодки К-8 и БНФ против референдума. Этот день в истории: 12 апреля
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 12 апреля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1945 год. Умирает 32-й президент США Франклин Делано Рузвельт

Президент Рузвельт за три месяца до своей смерти с женой и 13 внуками
«Не идите в политику, если кожа у вас чуть тоньше, чем у носорога», — предупреждал он.
Рузвельт был единственным в истории США президентом, избранным на три срока подряд. В 1921 году он перенес полиомиелит и остался инвалидом до конца жизни, но продолжал политическую деятельность, был исключительно эффективным губернатором штата Нью-Йорк, а в 1932-м стал президентом. Во время Второй мировой войны именно он провел в Конгрессе закон о ленд-лизе — и американское оружие, военное снаряжение пошли в Советский Союз.
12 апреля 1945 года, в ясный весенний день, в своей любимой резиденции Уорм-Спрингс, штат Джорджия, Рузвельт позировал художнице Элизабет Шуматофф, которая писала его портрет. Около 13:00 президент внезапно пожаловался на ужасную боль в затылке и рухнул без сознания. Врач констатировал смерть от кровоизлияния в мозг.
Он умер на 64-м году жизни в середине своего четвертого срока полномочий, оставив вице-президента Гарри С. Трумэна во главе страны, все еще ведущей Вторую мировую войну и обладающей оружием беспрецедентной мощи. Поразительно, но Рузвельт держал своего вице-президента в неведении относительно разработки бомбы, и только после смерти Рузвельта Трумэн узнал о Манхэттенском проекте.
Ухудшение физического здоровья Рузвельта держалось в секрете от общественности. Его смерть была встречена шоком и горем во всем мире. Германия капитулировала во время 30-дневного траура. Трумэн посвятил День Победы в Европе и его празднование памяти Рузвельта.
В честь Рузвельта в 1960 году была названа самая старая улица в Ялте, до этого — Бульварная, когда-то главная магистраль города. В 2017-м на ней установили и памятник американскому президенту. Там же, в Ялте, возле Ливадийского дворца, в феврале 2015 года был установлен памятник, посвященный встрече лидеров государств антигитлеровской коалиции — Сталина, Рузвельта и Черчилля.
1970 год. В Бискайском заливе погибает советская атомная подлодка К-8 с 52 моряками
В апреле проводились крупнейшие в истории советского ВМФ учения «Океан», в которых участвовали силы всех флотов СССР. В Северную Атлантику была направлена атомная подводная лодка (АПЛ) К-8, находившаяся на боевом дежурстве в Средиземном море. Ее задачей было обозначение подводных сил «противника», прорывающихся к берегам Советского Союза. Командование осуществлял капитан второго ранга Всеволод Бессонов. На борту находились 125 моряков-подводников.
Начало учений планировалось на 14 апреля, а окончание — к 100-летию со дня рождения Ленина — 22 апреля.
Вечером 8 апреля, когда подлодка находилась севернее Азорских островов, при всплытии с глубины 160 метров возник пожар в рубке гидроакустиков, расположенной в центральном посту, а следом — в седьмом энергетическом отсеке. Что стало причиной пожара на атомоходе, не ясно до сих пор. Вероятно, замкнуло силовые электрокабели. Понятно лишь одно: моряки, которые в этот момент находились в горящем отсеке, совершили настоящий подвиг и спасли мир от ядерной катастрофы. Несмотря на приказ перебраться в восьмой отсек, офицеры, чтобы предотвратить распространение пламени, наглухо задраили двери, зная, что выхода наружу уже не будет. Погибая, они успели заглушить ядерные реакторы, ценой жизни предотвратив сильнейший взрыв.
Много людей скопилось в восьмом отсеке. Их выводили через верхний люк. Концентрация окиси углерода в отсеке была уже смертельной. И хотя товарищи пытались спасать вынесенных, из шестнадцати моряков, бывших в восьмом отсеке, спасти не удалось никого.
После аварийного всплытия большая часть экипажа была спасена при участии болгарского теплохода «Авиор». Однако часть экипажа во главе с Бессоновым остались на борту, в условиях восьмибалльного шторма продолжая борьбу за живучесть подлодки в ожидании помощи советских кораблей. Но помощь пришла слишком поздно. Рано утром 12 апреля атомоход резко опрокинулся на корму и ушел на дно, унеся с собой оставшихся подводников (22 человека).
Гибель К-8 и 52 членов экипажа стали первой потерей советского атомного флота.
В настоящее время АПЛ с четырьмя ядерными торпедами на борту покоится на глубине 4 680 м, в 490 км к северо-западу от Испании.
1980 год. Канадец Терри Фокс начинает забег, получивший название «Марафон надежды»
22-летний одноногий инвалид предпринял попытку сверхмарафонского пробега через всю Канаду с востока на запад, чтобы собрать пожертвования на онкологические исследования. Это событие стало символом человеческого мужества, силы воли и самопожертвования и навсегда увековечило имя простого спортсмена-любителя, бросившего вызов страшной болезни.
В возрасте 19 лет у Терри обнаружили злокачественную опухоль, и медики вынуждены были ампутировать ему правую ногу выше колена. Он научился ходить на протезе без помощи костылей, а потом и бегать. Перед тем как отправиться в путь, Фокс год тренировался, так как понимал: даже здоровому человеку такую дистанцию не одолеть без предварительной подготовки.
Терри бежал 143 дня, покрывая ежедневно расстояние в 42 км. С начала марафона он проследовал через провинции Ньюфаундленд, Новая Шотландия, Остров Принца Эдуарда, Нью-Брансуик, Квебек и Онтарио. Однако ему не удалось осуществить задуманное. Болезнь прогрессировала, раковые клетки распространились на легкие, и в местечке Тандер-Бей (север провинции Онтарио) 1 сентября 1980 года Фокс вынужден был прекратить пробег. Его госпитализировали в местную больницу, где он и скончался, немного не дожив до 23-летия.
До самого конца Терри поступали сообщения со словами поддержки и от простых людей, и от публичных личностей, и от политиков, включая королеву Великобритании и папу Иоанна Павла II. Фокс был удостоен высшей гражданской госнаграды — звания Компаньона ордена Канады, а также признан лучшим спортсменом страны 1980 года.
Мечтой Терри было собрать по 1 доллару пожертвований с каждого жителя страны. За время марафона было собрано примерно 1,7 млн долларов. Однако выплаты продолжали поступать и после окончания забега, и к февралю 1981 года сумма на счету Фонда имени Терри Фокса превысила 24 млн, сравнявшись с численностью населения Канады. Все эти деньги, как и мечтал отважный молодой человек, были направлены в онкологические центры и институты, занимающиеся изучением онкологических заболеваний. Через 25 лет годовой оборот Фонда составлял уже 360 млн долларов, а значит усилия Фокса не пропали даром.
В более чем 50 странах мира ежегодно проводятся благотворительные пробеги, посвященные памяти Терри Фокса, а Terry Fox Run — 1980 занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самая крупная одиночная кампания по сбору средств.
1985 год. С конвейера Горьковского автозавода сходит миллионный экземпляр автомобиля ГАЗ-24 «Волга»
Согласно характеристикам, «Волга» ГАЗ-24 — это легковой автомобиль среднего класса, предназначенный для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием всех категорий. Вот это «всех категорий» было очень важно для езды по отечественным дорогам (точнее — того, что под ними подразумевалось).
Начало выпуска датируется 1968 годом, однако понадобилось еще два года, чтобы этот автомобиль окончательно вытеснил с заводского конвейера модель «ГАЗ-21», хорошо знакомую нам по фильму Рязанова «Берегись автомобиля». Новый флагман ГАЗ заметно отличался от горбатой предшественницы внешним видом, а потому в народе его так и окрестили — новой «Волгой».
Однако в розничную продажу поступали лишь единичные экземпляры новинки. Машина являлась престижной, а потому немалая часть новых «Волг» распределялась среди номенклатурных работников.
Особенно ценились автомобили черного цвета. Только тот, кто ездил (точнее — кого возили) на черной «Волге», считался настоящим директором, остальные же — так себе.
Но все же основу легковой производственной программы Горьковского автозавода составляли автомобили специального назначения, прежде всего такси и «скорая помощь». Отсюда и модификации: ГАЗ-2401 и 2404 — для такси и ГАЗ-2403 — для «скорой помощи».
Если базовый «ГАЗ-24» комплектовался двигателем мощностью 95 лошадиных сил, то, например, на такси ГАЗ-2401 устанавливали дефорсированный до 85 лошадиных сил вариант этого же мотора. Это требовалось прежде всего для обеспечения работы такси на недорогом бензине А-76.
В то время автомобиль «Волга» ГАЗ-24 был, безусловно, прорывом в отечественном автомобилестроении и потому справедливо удостоился золотых медалей на Международных выставках — в Пловдиве в 1969 году и в Лейпциге в 1970-м.
1995 год. В Овальном зале Дома правительства депутаты оппозиции проводят голодовку в знак протеста против референдума, инициированного Президентом Беларуси
К 1995 году политическая система Беларуси подошла в парламентско-президентском формате. Согласно Конституции страны, принятой в 1994 году, большими полномочиями обладал тогдашний парламент — Верховный Совет. К его полномочиям относились вопросы назначения и проведения референдумов, принятие и изменение нового Основного закона страны, назначение высшего руководства органов судов и прокуратуры и так далее. Однако многих граждан не устраивала проводимая парламентом политика, особенно в языковом вопросе.
Это продемонстрировало и избрание первым Президентом Беларуси Александра Лукашенко, который еще в своей предвыборной программе «Отвести народ от пропасти» пообещал «восстановить бездарно уничтоженные связи с Россией» и гарантировать гражданам республики «реальную возможность думать и говорить на том языке, на котором они воспитаны». В связи с этим в феврале 1995 года Президент сообщил о намерении провести референдум, на который будет вынесено четыре вопроса: о придании русскому языку наряду с белорусским статуса государственного, об изменении государственной символики, о поддержке действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Россией, и об изменении Конституции.
11 апреля парламент назначил дату референдума — 14 мая, но утвердил только один из четырех предложенных Президентом вопросов — об экономической интеграции с Россией. Тогда А. Лукашенко заявил, что не изменит своего решения и примет личную ответственность за референдум.
Позиция парламента, не желавшего дать возможность людям высказаться по жизненно определяющим вопросам, была по меньшей мере странной с точки зрения демократичности. Однако 19 депутатов — представителей партий БНФ и БСДГ — пошли еще дальше, учинив «громкий» демарш. Протестуя против проведения референдума в принципе, то есть в том числе, не соглашаясь с только что принятым решением парламента, они 11 апреля объявили голодовку прямо на рабочем месте. Усевшись под трибуной, они отказывались покидать Овальный зал Дома правительства даже ночью. Кончилось тем, что в ночь на 12 апреля депутатов выдворила из здания милиция.
Уже на следующий день, 13 апреля, Верховный Совет одобрил закон «О проведении республиканского референдума по вопросам, предложенным Президентом Республики Беларусь и мерах по его обеспечению».
Читайте также:
- Смерть Сергея Филиппова, ВАЗ выпускает «копейку», теракт в Оклахома-Сити. Этот день в истории: 19 апреля
- Гончаров обвиняет Тургенева в плагиате и гибель президента Качиньского. Этот день в истории: 10 апреля
- Как под Минском осваивали тракторы из США, и зачем сожгли останки Гитлера. Этот день в истории: 5 апреля