Любуясь обитателями столичного зоопарка, мы редко задумываемся, какой труд стоит за всей этой красотой. Кто кормит животных, чистит их вольеры, лечит, охраняет и делает еще много невидимой посетителям работы. Корреспондент агентства «Минск-Новости» решила рассказать о тех, кто не просто любит питомцев, а заботится о них.
По порядку становись!
Массивные зубры, своенравные зебры, олень с большими ветвистыми рогами — кажется, с такими гигантами под силу совладать только крепкому мужчине. Оттого так необычно на их фоне смотрится миниатюрная Валентина Петровна Афимович, она ухаживает за копытными.
Когда-то Валентина трудилась на МАЗе, но попала под сокращение. В зоопарк 15 лет назад предложил устроиться муж.
— Опыта работы с животными не было, первое время приходилось очень тяжело, особенно физически, но мне здесь понравилось. Осталась. Всему училась с нуля, — рассказывает кипер и ведет знакомиться с подопечными.

Дверь служебного помещения открывается, и оттуда выглядывают три огромные верблюжьи морды — Саке, Яшма и Вася. Зимой они обросли густой шерстью и поэтому кажутся еще больше. Верблюды тянутся к Валентине и ждут угощения. Получив по яблоку, ищут добавку и пытаются протиснуться из домика в коридор, но, получив отпор, отступают.
Женщина признается, что не всегда так ловко управлялась с животными:
— Однажды зашла в вольер к ламам. Не знала тогда, что у самца сложный характер. Оставила корм, пошла к выходу, как вдруг почувствовала сильнейший удар в спину. Секунда — и он прижал меня коленями к земле. Пока звала на помощь, отпустил. Но урок запомнила.
Недалеко от верблюдов жилище козочек. Они хоть и милые, но нагловатые создания — все время норовят засунуть нос в сумку или карман. Помимо уборки вольера, кормления и вычесывания в обязанности Валентины Афимович и ее напарниц входит доение коз. Каждое утро сообразительные животные сами выстраиваются в очередь и терпеливо ждут, пока сцедят их молоко. Получается это у нашей собеседницы быстро и ловко, а научилась она здесь же, в зоопарке.
Не бойся, Нюра
Если работников по уходу за животными звери любят и часто сами идут им навстречу, то от ветеринаров Владимира Петрова и Алексея Рябцева хорошего не ждут. Что поделать: лечебные и профилактические процедуры приятными не назовешь. Хотя есть исключения. Например, у А. Рябцева сложился контакт с медведицей Нюрой.

Однажды косолапая, играя с подвешенным на тросе колесом, запуталась лапой в корде из кевларовых нитей и проволоки. Травма могла оказаться очень серьезной. Алексей Рябцев отправился в вольер спасать медведицу, пока та спала. Когда лапа была освобождена, Нюра стала просыпаться. Увидев, что перед ней человек, от неожиданности отбежала в другой конец вольера, ветеринар тоже заспешил к выходу.
Сейчас Алексей периодически приходит к медведице, чтобы через решетку угостить чем-нибудь вкусным. И она спокойно подпускает к себе, когда нужно делать прививки.

Как рассказал В. Петров, главная задача ветеринара — своевременная профилактика болезней:
— Мы проводим вакцинацию животных, дегельминтизацию. Следим за их кормлением и пересадкой по мере надобности. Это помогает избегать серьезных проблем со здоровьем подопечных. Если нужно лечение, перед каждой манипуляцией собираем информацию в Интернете, общаемся с коллегами из других зоопарков. Так как работаем с экзотическими животными, часто крупными и опасными, все действия должны быть продуманы заранее.
«Попугай считает меня парой»
Зимой экзотариум, пожалуй, самое популярное место в зоопарке. Здесь тепло, красиво, кричат попугаи, снуют проворные обезьянки. О том, чтобы экзотические животные чувствовали себя в Минске не хуже, чем в тропическом лесу, заботится зоотехник группы млекопитающих и птиц Южной Америки Ирина Месникович.
Любовь к братьям нашим меньшим у Ирины проявилась с детства. Птенцы, которые выпали из гнезда, ежи, ужи, полевые мыши — все побывали у нее дома. Школьные деньги уходили не на сладости, а на помощь животным. Неудивительно, что после 11-го класса девушка поступила в ветеринарную академию. Она работает в зоопарке уже 7 лет. Поначалу занималась птицами, а когда открыли экзотариум, стала отвечать за экзотических млекопитающих и птиц.
Вспоминает, что на новой должности обязанностей прибавилось. Архитекторы спроектировали красивое здание с мостиками, водопадом, а зоотехники помогли адаптировать его под животных.
— К прибытию новичков готовимся заранее. Стараемся предусмотреть все нюансы содержания, но сделать это можно не всегда. Некоторые моменты узнаешь только при личном знакомстве. Пример тому — тапир по кличке Киви. Он любит влагу. Поначалу в вольере сделали пол со сливом, покрытый плиткой. После новоселья оказалось, что у него на нем разъезжаются ноги. Пришлось стелить специальные маты для коровников. Заменили и поилку, которую Киви постоянно выворачивал. А еще тапиры плохо видят днем. Когда в вольере был сетчатый забор, зверь мог нанести себе травму, поэтому его тоже переделали. Сегодня питомцу живется комфортно. Он очень миролюбив и порой ведет себя, как собака: любит лечь на спину и подставить пузо для «почесух», — рассказывает специалист.
Утро у зоотехников начинается с обхода животных. Ирина научилась в первого взгляда понимать, все ли у тех хорошо:
— Если у птиц взъерошенные перья и тусклый взгляд, надо вызывать ветеринара. Когда проходишь мимо обезьянок и все подходят, а одна — нет, это тоже повод проверить, все ли с ней хорошо. В основном травмы животные получают в результате ссор друг с другом. Часто конфликтуют попугаи. Могут подраться из-за того, что кто-то сел не на свою ветку.
Ирина должна проверять качество кормов и следить за их сбалансированностью. К примеру, обезьяны Нового Света очень чувствительны к недостатку витамина D, при малейшей его нехватке у малышей развивается рахит.
В дикой природе животные тратят много времени на добычу пищи. В зоопарке же живут на всем готовом. Чтобы звери не скучали, для них периодически устраивают сюрпризы в виде обогащения среды. Например, вкусных червей обезьянам приносят завернутыми в несколько слоев бумаги и присыпанными опилками — хвостатым интересно возиться с таким лакомством.
Для каждого времени года есть свои дополнительные обязанности.
— В отопительный сезон у птиц пересыхает перо и нужно периодически опрыскивать пернатых из пульверизатора, — уточняет Ирина. — Середина осени и начало весны — время переселения. В теплое время года многих животных переводят жить на улицу, а в зимнее, наоборот, забирают в тепло. Некоторые даже привыкли — обезьянки капуцины понимают, когда их ждет переезд. Самец Рики сам заходит в переноску, может закрыть за собой дверь. А вот проворных саймири попробуй поймай. Пока посадишь одного и отвлечешься, остальные умудряются освободить друга.
Многие подопечные Ирины, замечая ее приближение, настораживаются. Не потому что боятся, а потому что запомнили: зоотехник в вольере — жди либо переезда, либо визита ветеринара. Но есть и те, кто ее обожает. Сине-желтый ара Марчи и желтохохлый какаду Чарли готовы часами сидеть на плече. Чарли считает зоотехника своей парой и пытается ухаживать — перебирает волосы, угощает отрыгнутой пищей. Людям кажется: фу-у-у, а для попугаев это наивысшая форма заботы. Ее еще заслужить надо, и у Ирины Месникович получилось.
Почти коллекционер
Во многом от Татьяны Ильясовой-Кононовой зависит, какие новые обитатели появляются в зоопарке. Она заведует зоотехническим отделом. Закупки, логистика, реконструкция вольеров, организация работы зоотехников и киперов, формирование коллекции животных — это ее забота.

Пришла сюда после окончания экологического института имени Сахарова, поначалу числилась младшим научным сотрудником в просветительском отделе. Позже начала заниматься международным учетом животных, их покупкой и продажей, логистикой, контактами с другими зоопарками. Рассказывая о рабочих буднях, Татьяна улыбается:
— Недавно целый день потратили, чтобы принять зубренка из Гомеля. С этим же перевозчиком отправляли в новый дом и двух наших зубрят — братьев Бяшу и Буяшу. Каждый такой переезд — стресс для животных, всегда есть риск травмы или гибели. Пострадать могут и люди. Клетка с зубрами весит под 500 кг. К счастью, все прошло хорошо. Бяша и Буяша уже осваиваются на гомельской экоферме, а наш новичок привыкает к Минску. Кличку ему пока не дали.

Пожалуй, самая интересная часть работы — поиск новых видов животных для зоопарка.
— Прошлый год был сложным для формирования коллекции, — замечает Татьяна. — Из-за коронавируса мы почти полгода вообще не могли получить никаких животных. Благо осенью открыли сообщение с Россией, и к нам из Москвы привезли пару лемуров, несколько видов фазанов, иглистых мышей и свиноносых змей. В октябре в зоопарк приехал самец альпаки из Риги. Этот милаха с ходу покорил наши сердца. Назвали его Каштан из-за красивого цвета шерсти. Но откликается он только на свое рижское имя — Красноглинс.
Надеемся, скоро из Алматы к нам прилетят самец белоплечего орлана по программе разведения этих птиц в неволе и группа животных из красноярского зоопарка «Роев ручей» — капибара, филин, фазаны. Наконец-то дождались из Баку самку камышового кота — невесту для нашего Брута.
Шимпанзе, сюрприз!
Зоопарк минчане любят не только за возможность пообщаться с животными. Каждый год здесь проходит много развлекательных мероприятий для детей и их родителей — фестивалей, конкурсов, праздников. Организацией занимаются сотрудники просветительского отдела.
Анастасия Батуревич — младший научный сотрудник просветительского отдела. 17 июня 2020 г. стало для нее знаменательной датой. В этот день она вышла замуж, сдала госэкзамен и пришла на собеседование в зоопарк.

По образованию Анастасия биолог-аналитик. В отделе помогает с организацией праздничных мероприятий, проводит экскурсии и общается с прессой. А еще на пару с коллегой ведет для школьников кружок «Тайны зоопарка».
— Недавно мы приготовили сюрприз двум шимпанзе — Нюре и Даше. Взяли сумку, положили туда апельсины и закрыли. Вдобавок хорошенько запечатали картонную коробку с мягкими игрушками, — рассказывает Анастасия. — Сообразительная Даша расстегнула замок, аккуратно достала апельсины и закрыла сумку. А вот коробке повезло меньше. Поняв, что там нет вкусненького, обезьяны ее бросили, а когда мы пришли через час, коробка и игрушки были разодраны. Целой осталась одна только плюшевая обезьянка. Не знаю, совпадение это или нет.
К слову, к шимпанзе у Анастасии особое отношение. Умным приматам посвящена ее научная работа. Уникальность условий их содержания в Минском зоопарке в том, что в одном вольере содержатся культурный и дикий виды. Нюру вырастили люди, она долго жила в семье и впитала человеческие привычки. Дашу же — обезьяны в зоопарке. Анастасии интересно наблюдать, как они приспособились друг к другу:
— Удивительно, но именно культурная Нюра нередко подает плохой пример. Как и люди, может плюнуть, когда злится или расстроена. Бывает, плюет через прутья вольера в соседей — мартышек-гусаров. Даша насмотрелась на подругу и пытается повторять. К счастью, пока не получается…
Роды по телефону
Сотрудники зоопарка должны всегда быть готовы помочь подопечным. Недавно поскользнулась и упала в вольерный ров беременная верблюдица. Когда утром зоотехники пришли на работу, они увидели только торчащие ноги. Животное общими силами быстро вытащили.
Каждые несколько часов территорию осматривают сторожа. Как-то во время ночного обхода охраннику пришлось принимать роды у агути. Мужчина по телефону консультировался с Ириной Месникович и следовал ее указаниям. Если бы не его помощь, и детеныш, и мать погибли бы.

Денис Иванюшко работает сторожем в зоопарке всего год. Рассказывает, что принимать роды у животных пока не приходилось. А вот помогать родителям найти потерявшихся детей случалось, особенно в летнее время.
Фото автора и из личного архива героев
Смотрите также: