«Ой, а мы сейчас летим?», или История о том, как девушка замахнулась стать пилотом

Пока «дядя Паша» отходит от роли бородатой няни, в бой снова вступили мы, девчонки. Дебютировав в промышленном альпинизме, я подумала, что небо покорила еще не до конца. Так что на этот раз решила попробовать себя в качестве пилота-курсанта. Что из этого вышло (или не вышло) — читайте в репортаже корреспондентов агентства «Минск-Новости».

Долгая дорога домой

С моим бесстрашием, кажется, уже знакомы чуть ли не все. Коротко: сама себе внушаю, что я отважная, но, если присмотреться, многое выдает обратное. Хотя, признаюсь честно, в этот раз боялась гораздо меньше. Но доказывающий это факт оставлю на десерт. Да, хитрюга!

Предвкушение очередного испытания оказалось другим: завещание не оставляла, в любви на прощание не признавалась, даже позавтракала спокойно. Единственное — подшучивала, что могу куда-нибудь улететь и не вернуться. Так как в тот же день планировала поехать в родной город, к близким, мама предлагала не мелочиться, а преодолеть путь на самолете. Действительно, так было бы куда быстрее. Однако на авиатренажере далеко не улетишь (ой, спалила контору!), поэтому дорога оказалась долгой.

От редакции до авиационного учебного центра мы ехали около 40 минут на машине. В «Даймонде» нас встретил пилот-инструктор Сергей Смирнов (между прочим, у него налет — более 2 000 часов!).

С ним же мы и выстроили маршрут: сначала решили заглянуть в учебный кабинет, после чего отправиться в ангар к железным птицам, а уже оттуда — к авиатренажеру.

И тут я осознала, что шуточки закончились…

Встреча с крылатым красавцем

«Не забудь учесть плотность воздуха!» — подначивал фотокор Паша, разглядывая карты в учебном кабинете. К слову, именно здесь проходит наземная подготовка будущих пилотов-любителей. Но до того, как попасть в «Даймонд», курсанты проходят медицинское обследование и теоретическую подготовку на базе Академии авиации.

Об учебе в центре Сергей рассказал позже, так как мы уже подходили к ангару. Ворота распахнулись, и перед нами предстали три крылатых красавца: два самолета Diamond и один Viper. Сказать, что следом встрепенулось и мое сердечко, — то же, что просто промолчать. Я предпочитаю путешествовать наземным транспортом и так близко вживую самолет видела впервые, а уж тем более в зоне малой авиации. Восторженное «ах» и чуть испуганное «ох» случились одновременно, когда пилот-инструктор предложил сесть в самолет.

Приободрившись, четко следовала указаниям: левую ногу на подножку, правую — на крыло, перемещаюсь туда полностью… так-так, держаться здесь, потом там — ух, можно садиться, ну хоть с этим справилась!

Рядом сел Сергей и посоветовал прогреть наушники на колене, чтобы они не показались ледяными. Когда же натянула их на голову, сложилось впечатление, что нырнула под воду. «Кажется, я плохо слышу» — бодро (оказалось, очень громко) обращаюсь к нашему фотографу. Паша передразнивает, крича в ответ: «Это заметно!» Посмотрим, кто будет смеяться последним! Я сейчас отстреляюсь, а ему еще предстоит ноготки пилить или еще что, «примеряя» женские профессии.

Итак, речь о самолете Diamond. Это представитель малой авиации, очень популярен в Европе. Если кратко: аппарат крутой! Вот только управлять им от этого ни капли не проще, во всем нужны контроль и внимание. Ну и без знаний, конечно же, никак. Тут-то я и узнала о летной практике курсантов. После теоретического блока в Академии авиации идет наземная подготовка, затем авиатренажер и летная практика, а на десерт — летный экзамен. В копилке качеств будущего пилота должны быть усидчивость и стрессоустойчивость, экспрессивным лучше летать в роли пассажира.

И да, вопреки всем стереотипам, девушку в авиации встретить можно. Тут и Сергей привел пример: он знает как минимум одну пилотессу, работающую в белорусской авиакомпании. Кроме того, в самом центре обучается немало девушек-курсантов, жаждущих покорять небо. Уже дома прошерстила несколько форумов, на одном из них нашла управляющую частным самолетом Александру. Оказывается, она и ее подруга, устав от монотонной работы в офисе, решили изменить жизнь и пошли учиться на пилота. Пилотесса не считает свое дело простым, ведь ей приходится держать под контролем показания огромного множества измерительных приборов и, ориентируясь на них, принимать решения.

Я же лишь захлопала глазами, представляя, как бы сражалась с небесными преградами. И вот-вот мне это предстояло… правда, на тренажере.

Ну все, полетели!

Именно к нему мы и отправились, попрощавшись с крылатым красавцем. Вопреки ожиданиям, аппарат выглядел вполне реалистично. Еще бы! Тренажер позволяет отработать те действия, которые будет выполнять пилот в реальном полете. Более того, могут имитироваться почти все виды помех и неисправностей, которые возможны как в воздухе, так и на земле.

Внутрь забиралась по той же схеме, что и в самолет. Там уже включили дисплей, и понеслось…

Необходимо включить проблесковый маяк, — говорит Сергей и лазером светит на нужную кнопку. Вот этот рычажок на себя и вверх… и ключ повернуть таким же образом, как и в автомобиле.

«…как и автомобиль, ага, поняла», — подумала та, что за рулем машины никогда не сидела. Но двигатель завелся, и пока все живы.

Окей, пока греется двигатель, проведу краткий курс управления самолетом, — оптимистично произнес пилот, еще не подозревая, с кем связался.

В ответ кивнула с умным видом, а в голове обезьянки уже потихоньку начали бить в тарелки. Сначала все понятно: тянешь ручку управления на себя — самолет летит вверх, толкаешь от себя — пикирует вниз, развороты влево и вправо выполняются также с помощью ручки. Птичка на дисплее — силуэт самолета, разделение цветов — искусственный горизонт, черточки с десятыми долями — угол тангажа. С этого момента игра тех самых обезьянок в голове стала громче. «Самолет без аэродинамики не летает!» — еще одна фраза, которую поняла без долгого анализа. Могу лишь со всей ответственностью заявить: я честно пыталась все запомнить! Однако сознание уже парило в облаках.

Сейчас полетим! Загрузил уже рассказами, наверное, — сказал Сергей, и я тут же приободрилась. Вперед!

Мы тронулись. Сначала выехали на взлетно-посадочную полосу, затем на магистральную и предварительный старт. Так как на тренажере можно выбирать маршруты, оказались мы на аэродроме Франкфурта-на-Майне. Заняв исполнительный старт, прошли этапы контрольной проверки.

До механического упора ручку от себя, — подсказывает инструктор. Начинаем разбег… контролируем прирост скорости… ручку тянем на себя! Малым движением устанавливаем угол тангажа и удерживаем треугольник над треугольником, чтобы взлетали в нужном направлении.

Эти треугольники непослушными товарищами оказались, все отдалялись и отдалялись друг от друга, но я старалась их примерить. Параллельно смотрю на облака — не шевелятся.

Ой, а мы сейчас летим? — тихонько спрашиваю, вызывая тем самым смех.

Да-да, все хорошо, — отвечает Сергей, помогая выровнять угол.

Ночь, снег, туман

Сражаясь с управлением, начали парить над аэродромом. Изображение ландшафта, конечно же, в тренажере неточное, но для таких впечатлительных людей, как я, вполне реалистично. В конце концов, это не 5D-кино, это рабочая лошадка для тренировки пилотов-курсантов. На этом этапе включили автопилот — повод чуть расслабиться. Задачей оставалось лишь контролировать его настройки.

После третьего разворота начали готовиться к посадке. Как правило, они сложнее взлетов, поэтому пришлось поднапрячься. Причем именно сейчас Сергей решил продемонстрировать различные условия, с которыми может столкнуться пилот.

Вывод: ни в сумерки, ни в ночь и уж тем более во время тумана или снегопада я бы с управлением не справилась. Снег, например, скрывает расстояние до земной поверхности — попробуй оцени высоту выравнивания! А при тумане и вовсе можно ориентироваться только по дисплеям.

Хоть и криво, но приземлились мы успешно. Вернувшись к месту, откуда все начиналось, поэтапно выключили аппарат. Двигатель замолчал, стало непривычно тихо. Когда выбралась из тренажера, меня чуть пошатнуло, зато землю под ногами почувствовала. Кажется, испытание прошла… и здесь время вспомнить про факт, доказывающий, что в этот раз я не так уж и боялась. Готовы? Мой глаз не дергался! Ни левый, ни правый. Считаю это успехом и уже подумываю над новой отважной профессией.

P. S. Все же думаю, что управление самолетом стоит оставить мужчинам. Но не отрицаю, что с задачей славно справится и девушка. Лично я бы покоряла небеса лучше в роли стюардессы, но кто знает… может, еще полетаем?

Фото Павла Русака

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ