Он придумал даже ароматы городов. Парфюмер — о создании духов и «игре в переодевание»

«Формула одного запаха может содержать более 150 компонентов». Парфюмер Николай Ярец создает даже ароматы городов. С ним пообщалась корреспондент агентства «Минск-Новости».

— Вы — профессиональный военный. И вдруг такой поворот — создание духов. С чего вдруг?

— Я всегда мечтал быть военным и осознанно выбрал этот путь. Когда учился, постоянно находился в мужском коллективе и видел, как мои однокурсники ищут подарки для своих девушек и мам. Немного подумал и решил: а почему бы не заняться парфюмерией? Начал интересоваться этой сферой, всё время читал и узнавал новое. Стал тестировать разные ароматы, чтобы понять, в чем нюансы и отличия. Даже окончив Военную академию, продолжил экспериментировать с оттенками запахов. Меня это очень сильно увлекло.

— В своей студии вы создаете ароматы по индивидуальным заказам как для людей, так и для компаний, известных брендов. Насколько востребована такая услуга?

— Есть брендовая парфюмерия, сейчас набирает обороты селективная, а дальше — персональная. Когда человек может прийти и заказать аромат с нуля под себя, который бы не лежал на полке, а давал ему необходимый ресурс.

— А что это значит? Приведите, пожалуйста, пример.

— Не так давно ко мне обратилась женщина-предприниматель, которая хотела, чтобы мужчины на деловых встречах расценивали ее как партнера по бизнесу. Нужен был аромат, демонстрирующий серьезность ее намерений. Поэтому за основу мы взяли древесные оттенки. Если бы миссия духов была иной (чтобы представители противоположного пола увидели в ней в первую очередь прекрасную даму), то в ход, вероятнее всего, пошли бы масло мускуса или иланг-иланга и другие аналогичные концентраты.

— У каждого человека должен быть свой парфюмерный гардероб. Минимум единиц в нем?

— Три. И их следует гармонично сочетать со стилем одежды — повседневная, для особых случаев, для офиса. Парфюм — это аксессуар, который не видно, но слышно. Нужно помнить об этом.

— А у вас сколько?

— Более 15 ароматов. Большинство из числа тех, что создал для клиентов. Причем использую как женские, так и мужские, не делю их по гендерному признаку. Подбираю в зависимости от ситуации. Бывает, наношу три разных в течение дня, под разные задачи и образы. Скажем так, играю в переодевание с парфюмерией.

— Много вариантов можете распознать?

— Точную цифру назвать сложно, думаю, больше 1 000 компонентов. Все эти годы я тренируюсь, прокачиваю свой навык, расширяя спектр запахов. Чтобы было понятнее, можно провести аналогию с едой. Если вам сказали: пицца «4 сыра», вы же вспомните ее вкус, если ели. Так и здесь. Еще во время учебы мы знакомились с огромным количеством ароматов. Проходили аттестацию, когда перед тобой 50 компонентов и нужно их верно определить. Я всегда знакомлюсь с новинками. Когда на студию приходит очередная партия концентратов, могу часами их распаковывать, слушать, запоминать, подписывать.

— А любимые есть?

— Я уже прошел стадию деления ароматов на любимые и нелюбимые. Сейчас рассматриваю их с точки зрения назначения: для выхода в свет, для прогулки по городу, для свидания.

— С чего начинается создание нового аромата?

— С написания формулы с учетом пожеланий того, для кого делается парфюмерия. Этот процесс самый долгий и самый увлекательный. У меня есть отдельная книга, в которую заношу все формулы, продумывая глубину аромата, его ноты и аккорды. Когда смотришь на записи, создается впечатление, что это рецепты, дополненные математическими вычислениями. Одна может занимать несколько страниц. По ним в случае необходимости духи реально воссоздать еще раз.

— Но формула — это еще не всё. Нужны концентраты. Боюсь даже представить, сколько их у вас?

— Есть все (улыбается). Сотни концентратов занимают место на полках в моей лаборатории. Они делятся на семь семейств. Сама же технология создания парфюма сложная, требует знаний в области химии. Все компоненты разные, различаются по вязкости, массе, агрегатному состоянию. Это учитывается при составлении формулы. Далее идет работа с весами, с аппаратом по перегонке и очищению получившейся жидкости и розлив по флаконам.

— Есть правила, которые нужно учитывать, работая над духами?

— Когда учишься, да. А потом можно экспериментировать бесконечно, комбинациям нет числа. Как и в самой профессии парфюмера не существует предела для роста, чем она мне и нравится. Главное — вдохновение, желание творить, неиссякаемое любопытство и, конечно, наличие материала. Формула может содержать больше 100 компонентов, а может и меньше 10. При этом ты чувствуешь себя немного волшебником, который создает что-то уникальное.

— Вашей жене можно позавидовать: у нее есть личный парфюмер. Часто творите для нее?

— Первый аромат преподнес в подарок ко дню рождения. Получился очень нежный, она им дорожит. К сожалению, формулу не записал. Бывает, когда создаю персональный вариант для клиента, она может что-то позаимствовать для себя, если ей понравится. Так что ее парфюмерный гардероб не уступает моему.

— Вы воплотили в жизнь проект «Пять картин», создав запах для каждой из них. А сейчас работаете над «Ароматами городов». Сколько их в вашей коллекции?

— Около 10: Варшава, Вена, Милан, Турин, Прага, Москва… Началось всё с Петербурга 3 года назад. В этом городе я жил до 3 лет, пока родители не переехали на родину, в Беларусь. И когда вернулся в Питер, побродил по Невскому, по тем местам, где бывали мама и папа, настолько вдохновился, что решил создать аромат Северной столицы. Он получился влажно-древесного оттенка, с озоновыми аккордами. Предлагали у меня его купить, но я не согласился. И продолжил передавать свое видение других городов, в которых бывал и куда хочется вернуться, через запахи. Прага ассоциируется с водными и холодными аккордами, аромат очень переменчив, как и погода в ней. Милан — современный, с новыми тенденциями моды, поэтому и аромат легкий, манящий, игривый, нестандартный.

— Почему в этом списке нет Минска?

— Я уже работаю над этим. Сколько компонентов войдет в аромат нашей столицы, пока сказать не могу. Пусть будет секрет, который раскроют посетители выставки коллекции «Ароматы городов». Думаю, к концу года она состоится.

Справочно

Николай Ярец — парфюмер. Работает в этой сфере 12-й год. Окончил в Минске Парфюмерную академию имени Софии Гройсман (американский парфюмер белорусского происхождения). Стажировки проходил в Чехии, Польше и Австрии, практиковался как парфюмер-стилист в Италии. Николай разработал и проводит авторские мастер-классы «Парфюмерная грамотность» и «Психология влияния ароматов в жизни каждого человека». Он автор более 600 персональных ароматов, в том числе для медийных персон, известных брендов и компаний.

Фото Сергея Лукашова

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ