Оперная дива Оксана Волкова: улыбка открывает все двери

Об актерском мастерстве в опере, магии улыбающихся людей и вышивке платьев. Корреспондент агентства «Минск-Новости» беседовала с заслуженной артисткой Беларуси, солисткой Большого театра оперы и балета, которая занята в Метрополитен-опера и других мировых театрах, Оксаной Волковой.

О выступлении в Минске

На сольный концерт, который прошел в Национальном академическом драматическом театре им. Максима Горького 8 декабря, меня пригласило агентство «ЭКВИЛИБРИУМ АРТС». Почему согласилась? Они дали мне свободу выбора, который пал на музыкальный цикл Модеста Мусоргского «Песни и пляски смерти». Пела его в сентябре с Мариинским театром под управлением Валерия Гергиева на фестивале в Люцерне. Так прониклась, что захотела исполнить его в Минске. Ведь там, в Швейцарии, люди, не знающие русского языка, подходили после концерта, восклицая: Как же это по-философски глубоко! Мы все поняли, не зная русского языка! Конечно, можно было просто спеть оперные хиты, но я редко иду на поводу у публики. Афиша у многих вызвала опасения, даже боялись в метро вешать. Я хочу донести, что это не мрачная, а мощная музыка, которая заставляет задуматься.

О музыке из плеера

У меня привычка — разбивать телефоны. Потому музыка надолго не сохраняется, но в машине есть диск, который крутится уже год, — Дмитрия Хворостовского и Игоря Крутого. Оперу слушать не люблю. Разве что когда надо подготовиться к роли. Получаю радость от лирических композиций, слежу за творчеством Григория Лепса и Леонида Агутина.

О дизайне и стиле

Меня могли бы знать не как оперную певицу, а как дизайнера. Но время упущено, это образование очень серьезное. Еще учась в консерватории, сама шила себе платья. Покупала дешевый бисер, брала иголку и придумывала узоры. Так это дело меня увлекло, что до сих пор не отпускает. Правда, время не всегда есть. Я хоть и холерик, но пришивание бусинок к ткани, монотонное и медленное, почему-то увлекает. Успокаивает, наверное. До сих пор все свои концертные костюмы придумываю сама. В жизни одеваюсь просто — черная майка, свитер и джинсы. Платьев много, но утром нет времени создавать образ.

О танцах на пуантах и актерском мастерстве

Режиссеры сегодня требуют от оперных певцов кинематографичной точности реакций: развитой мимики, пластичности движений. Каждый взгляд должен иметь смысл. В одном из спектаклей я вышла на сцену в черной балетной пачке и танцевала балетные па. Ставили «Риголетто» в Иерусалиме. Было сложно, но увлекательно. Сейчас ведь спектакли записывают так, словно это кино, а потом показывают в кинотеатрах. Подвижность, гибкость, выразительность — все это требуется от современных певцов сегодня.

О современном искусстве

Новшества в опере появляются одновременно с развитием тенденций в современном искусстве в целом. Ведь опера — сфера, где сочетаются живопись, танец, музыка, дизайн. В Европе и Америке любят модерн. Могут так перевернуть сюжет, что Кармен превратится в персонажа из психиатрической клиники. А как иначе? Конкуренция большая. В каждом городке, будь это Италия или Франция, есть своя опера. Приходится искать новую лексику в искусстве. Не скажу, что такие постановки всегда удачны, но мне приходилось участвовать в весьма интересных современных трактовках.

О послании человечеству

Я не оратор и с флагом людей за собой не поведу. Но, если бы была возможность выйти на сцену и обратиться ко всему миру, попросила бы людей больше улыбаться. У нас в менталитете прочно заложено: если мне грустно, то пусть об этом знают все! Хорошо, что с радостью это так же работает. Широкая русская душа. Ничего не поделаешь. А вот мне больше нравится видеть доброжелательные лица. У всех есть проблемы, но они не решатся от того, что ты будешь хмуриться. Стараюсь нести легкость и позитив. Нужно быть добрее друг к другу в самых обычных ситуациях — в очередях в магазине или поликлинике, на работе, дома. Улыбка открывает все двери.

О знаниях

— В душе я всё та же студентка. Прихожу на новое место — и кажется, что ничего не знаю. Слушаю коллег в три уха, особенно больших звезд, у которых всегда есть, чему поучиться.

О чувстве собственной важности

Не выношу замашек примадонны, когда певица приходит куда-то с ощущением того, как же она великолепна. Это глупо — ставить себя выше всех. Если человек так себя позиционирует, то у него, вероятно, куча комплексов. Не самодостаточен, и компенсирует это отношением к окружающим. Только такой метод не работает. Важно, какой ты человек, какая личность, а не только профессионал и певец. Насколько ты гибкий и адекватно реагирующий на критику, упрямо идущий вперед и уважительно относящийся ко всем, кого встретишь по пути. Стараюсь притягивать людей, а не отталкивать.

Про обиды и лень

Никогда не обижаюсь и не знаю, что нужно сделать человеку, чтобы я начала относиться к нему с ненавистью. Ругается он? Пожелаю всего хорошего и пойду дальше. Или разберусь в причинах. На пустом месте ничего не бывает. Не стоит копить негатив, хорошее есть даже там, где на первый взгляд — мрак и серость. А вот лень — моя проблема. Только ответственность перед другими людьми иногда заставляет меня взяться за дело. Я слишком ответственный человек и понимаю, что не могу подвести коллег, публику, родных и друзей. Только вот дома не всегда справляюсь с обязанностями хозяйки. Спасибо за помощь моей маме и моей свекрови, которые взяли на себя очень много и помогают в любое время дня и ночи.

О команде и коммуникабельности

Если ты умный, образованный и талантливый, но не умеешь общаться, презентовать себя в том числе, то твой карьерный путь, возможно, будет непростым и небыстрым. В атмосфере изоляции сложно чего-то достигнуть. Любому искусству нужен отклик. В современном мире коммуникативные навыки — одни из самых важных. Для меня важнее скорее не команда, я ведь не пою в группе, а учителя. И с ними мне всегда очень везло.

О разъездах и родном доме

Несмотря на сложный график гастролей, мой дом — это Минск. Я живу здесь, хоть предложений и становится все больше. Уже расписаны выступления на пару сезонов вперед. Недавно была в Нью-Йорке, Риге, Баку. Меня ждет Гамбург, Женева, Зальцбург… Но я всегда помню, где мой дом и моя семья.

Об усталости

— Если выступления приносят радость, то сидеть перед компьютером, например, и писать тексты абсолютно мне не нравится. Я знаю, что нужно заниматься своей карьерой, думать о раскрутке, взаимодействовать со СМИ. Но вот здесь лень побеждает, несмотря на ожесточенную борьбу. Потому что я стараюсь делать только то, что я люблю.

О белорусской опере

Большой театр оперы и балета Беларуси бережно и внимательно относится к своим артистам. Нам дают свободу. Хочешь ездить и петь на мировых сценах? Пожалуйста! А есть еще и гастроли. Профессионально занимаются продвижением. Постоянно вижу анонсы и афиши постановок. В Беларуси Большой — это эксклюзивно культовое место. Посетить оперу или балет престижно, интересно, да и просто очень приятно. Значит, движемся вперед.

Фото из архива Оксаны Волковой

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ