Оперная певица Анастасия Москвина станет… Бэтменом

Оперная дива Большого театра Беларуси Анастасия Москвина рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» о своих корнях, о том, почему идет получать третье высшее образование, и что делает с ее голосом дождь.

…Всегда женственная. Всегда разная, что выдает несомненный актерский талант. И всегда покоряющая зрителя своим волшебным сопрано. Этот голос проникает в самые тайные уголки зрительской души.

Народная артистка Беларуси Анастасия Москвина появилась в семье, никак не связанной с музыкой и театром. Мама Ольга Петровна — инженер-технолог швейного производства, папа Игорь Алексеевич — инженер-машиностроитель, всю жизнь проработавший на МАЗе. Анастасия родилась и жила в Заводском районе Минска и только полгода назад переехала в Центральный. Смеется: «Я заводская девчонка».

Петр Павлович Палюхович, мамин папа, участник войны, дошел до Берлина. Работал на МАЗе. Семье дали участок в Северном поселке под застройку — так у нас появился дом с садом и огородом. А где хороший дом, там и дети, внуки… И я родилась, росла в этом доме, — говорит А. Москвина. Когда на Ангарской начали возводить многоэтажки, мои родители через дорогу построили кооперативную квартиру.

Алексей Васильевич Коцюренко, второй дед Анастасии, выпускник Бауманского училища, приехал в Минск в конце войны, участвовал в создании автомеханического техникума и был его первым директором.

Он рассказывал, как в 1945-м стоял на железнодорожном вокзале с табличкой — приглашал в свое учебное заведение педагогов и студентов. Бывало так, что транзитные пассажиры, прочитав приглашение, сходили с поезда, связывали свою судьбу с автомеханическим техникумом… — продолжает собеседница.

Как в жизни будущей певицы появилась музыка?

Учителя 2-й музыкальной школы имени Н. И. Аладова искали талантливых ребят и пришли в детский сад. Прослушали Настю. «Абсолютный слух. Девочке надо на скрипку». Энтузиастом обучения был папа. Чтобы дочка поступила в музыкальную школу, он целый год возил ее к педагогу-скрипачу. Настя освоила скрипку, а когда захотела играть на гитаре, и шестиструнка поддалась. Но в будущем она не видела себя музыкантом — хотела сама устраивать представления и концерты. В университете культуры получила профессию режиссера. Однако…

Доминантным оказалось пение.

Был в жизни Анастасии такой момент, когда она одновременно училась в двух вузах — в БГУКИ в аспирантуре и в БГАМ по классу вокала. И вот теперь, на шестнадцатом году работы в Большом театре Беларуси поступила на заочное обучение в третий вуз. Это Академия управления при Президенте Республики Беларусь.

Какая сила все время толкает вперед А. Москвину — певицу, которая находится в прекрасной творческой форме и вроде должна наконец успокоиться?

Нетерпение духа, — искренняя улыбка смягчает пафос. Надо быть интересным и нужным не только окружающим, но и себе. Причем себе в первую очередь. Никому из певцов не дано знать, на сколько лет бог дал голос. Я привыкла быть на лидерских позициях. Если певческая карьера пойдет на спад, уйду. И есть куда — уже восемь лет преподаю в академии музыки, передаю студентам опыт, который накопила на сцене (А. Москвина — профессор БГАМ. — Прим. авт.). Но с академией управления другая мотивация, и связана она с тем, что я больше люблю отдавать, чем брать. Творческий человек может реализовать свою потребность приносить обществу пользу не только на сцене.

Репертуар у Москвиной, как утверждает она сама, потрясающий.

— Приходите 16 сентября: я буду петь Аиду в одноименной опере.

В Большом театре Беларуси она поет также Лизу в «Пиковой даме», Татьяну в «Евгении Онегине», Недду в «Паяцах», Микаэлу в «Кармен», Леонору в «Трубадуре»… Одна из любимейших ролей — Иоланта.

Люди, которые говорят, что не любят оперу, просто-напросто ее не знают. Им нужно прийти… Да хотя бы на «Иоланту». Опера короткая, с прекрасным финалом, в котором есть божественное начало. Это одна из последних опер Чайковского, когда, наконец, он сделал героиню счастливой.

Я пою Иоланту много лет. Актерски очень трудно перевоплощаться в слепую девушку и при этом видеть партнеров, не свалиться в оркестровую яму… Но дело даже не в этом. Иоланта чиста. Иоланта любит. Сыграть то состояние, которое ты не испытываешь, невозможно. Сцена выдает любую фальшь. В каких бы рамках ты себя ни держал, нутро выходит. Злой не может сыграть доброго.

А. Москвина исполняет около 30 партий в спектаклях Большого театра Беларуси.

В ближайшее время у меня гастроли: наш театр представит во Франции «Иоланту» Чайковского и «Алеко» Рахманинова в концертном исполнении. Люблю русскую музыку, она хорошо ложится на мой голос, характер. В русской опере слово, мысль, музыка составляют одно целое и мощно воздействуют на слушателя. То же могу сказать о белорусской опере. «Седая легенда» Смольского идет в нашем театре на белорусском языке, это глубокое произведение, национальное искусство. Я исполняю партию Ирины… Вообще в моем репертуаре нет нелюбимых опер. Обожаю Пуччини: с удовольствием пела партию Мими в «Богеме», сейчас — Лиу в «Турандот». Люблю Вагнера: в «Летучем голландце» у меня Сента…

Будущей весной на сцене Большого театра Беларуси появится Бэтмен! Такой образ в новой постановке оперетты «Летучая мышь» будет создавать постановщик спектакля — венгерский режиссер Миклош Габор Кереньи. Костюм Летучей мыши наденет А. Москвина.

— В оперетте Штрауса «Летучая мышь» буду петь на русском языке партию Розалинды, которую я уже исполняла на сцене Большого театра России. Розалинда-Бэтмен? Почему бы и нет…

Мы не ноты поем. Мы живем большой настоящей жизнью на сцене. Погружаем зрителей в музыкально-сценическую иллюзию и сами туда попадаем. Когда ты выходишь на сцену — на войну выходишь. Ты должен взять все верхние ноты, спеть все ансамбли, со всеми солистами вовремя вступить, слышать одновременно оркестр, партнеров…

Удивительная профессия: сегодня у меня одна история, послезавтра другая, потом третья, возможность попробовать иной век, иную судьбу, походить в старинных нарядах и украшениях… Бонус еще и в том, что мы работаем в красоте. После ремонта театр просто роскошный, закулисье удобное — это целый город со своими кафе, цехами, залами…

Когда возвращаюсь с гастролей, меня первыми встречают город и театр. Родные и любимые.

От всей души поздравляю минчан с предстоящим Днем города и приглашаю в Большой театр Беларуси. Приходите на наши спектакли и концерты, которые мы для вас стараемся сделать настоящими праздниками высокого искусства, — сказала в завершение беседы А. Москвина.

Справочно

Анастасия Москвина родилась и живет в Минске. С 2002 г. — солистка Большого театра Беларуси. Награждена медалью Франциска Скорины. В 2016-м ей присвоено звание народной артистки Беларуси. В 2017-м стала лауреатом Госпремии Республики Беларусь.

Принимала участие в гастролях белорусского Большого театра в Таиланде, Бельгии, Германии, Венгрии, Великобритании, Испании, Нидерландах, Азербайджане. В 2010-м дебютировала на сцене Большого театра России в партии Розалинды в премьере оперетты «Летучая мышь». В этом театре пела в спектаклях «Снегурочка», «Вишневый сад». В московской филармонии выступила в опере «Оберон». Нынешним летом в Токио вместе с Российским национальным оркестром под управлением М. Плетнева пела партию Иоланты из одноименной оперы в концерте, который открыл Год культуры России в Японии.

Фото из архива А. Москвиной

Самое читаемое