Оперная звезда Оксана Волкова — о работе с Хворостовским, пандемии и любви к стилю casual

Талантливая меццо-сопрано Оксана Волкова пообщалась с корреспондентом агентства «Минск-Новости» и рассказала о работе, временном затишье в творчестве из-за коронавируса и своих привычках.

По утрам оперную звезду минчанку Оксану Волкову бесцеремонно будит кот Мэйсон, требовательно урча: пора подкрепиться. Заслуженная артистка Беларуси кормит вислоухого шотландского красавца, заваривает кофе и зовет завтракать детей, не отступая от привычного расписания.

В закрытый временно театр идти не нужно, но свободного времени, признается именитая певица, больше не стало. А вот редкая возможность поберечь голос для обладательницы роскошного меццо-сопрано оказалась кстати.

«Виллисы. Фатум». К показу готов

— Оксана, говорят, певчая птица не может не петь. А певица?

— Я, наверное, та самая певица, которая может не петь, и мне это… очень нравится. Ощущаю, как восстанавливается натруженный певческий аппарат, даже голос меньше хрипит, чем обычно, чуть-чуть повыше становится. Я люблю эти моменты отдыха и с удовольствием молчу.

Концертов сейчас нет, спектаклей тоже. На кухне, когда готовлю, могу что-то напевать. Но целенаправленно большую нагрузку голосу не даю, пользуюсь моментом отдыха и реабилитации.

— А на что тратите свободное время?

— Его не осталось совсем (смеется). Я даже не ожидала. Просто мечтала о подобном периоде затишья, но оказалось, что в такой момент приходится очень много времени уделять детям Арсену и Ренате, их обучению. Потому что мы соблюдаем рекомендации ВОЗ и по возможности никуда не ходим.

В роли Любки в опере «Седая легенда»

— Вы ведь и сами сейчас в известном смысле ученица…

— Да, оканчиваю в этом году академию музыки как режиссер. Каждый день уговариваю себя начать писать диплом.

— Премьера вашего дипломного спектакля «Виллисы. Фатум» в Большом театре Беларуси была намечена на конец мая, но перенесена на ноябрь. Это как-то скажется на защите диплома?

— Сейчас форс-мажор во всем мире. Поэтому и театр, и учебные заведения подстраиваются под реалии. Защита в любом случае в каком-то виде состоится. Что касается оперы, подготовительная работа была проделана большая, есть макеты, видео репетиций, презентации. Собирались уже выходить на сцену репетировать, но, к сожалению, не случилось. Руководство театра пошло на такие меры, безусловно, оправданные, как перенос премьеры на осень. Надеюсь, к тому времени пандемия отступит. На сегодняшний момент готовы декорации, костюмы. Солисты, оркестр и хор — тоже. Остается все только собрать и выпустить спектакль.

— Это ведь первая опера Пуччини?

— Да, можно сказать, его юношеская работа. В ней где-то мы даже слышим цитаты из более поздних произведений. Поэтому мне было интересно взять именно этот материал. К тому же Пуччини — мой любимый композитор, хотя он не написал ни одной оперы для меццо-сопрано. Очень нравятся его мелодии, мощное оркестровое звучание. Это музыка потрясающей красоты, вызывающая непередаваемые эмоции. Поэтому следите за афишей и приходите на спектакль!

В роли принцессы Эболи в опере «Дон Карлос»

Работа в удовольствие

— Ваш гастрольный график, предположу, был расписан на месяцы, если не на годы вперед.

— Не скажу, что на годы, но сейчас у меня действительно отменились многие выступления и мероприятия. И неизвестно, как будут развиваться события дальше. Например, следующий контракт очень серьезный, я до сих пор надеюсь, что он состоится: в Цюрихе «Бориса Годунова» ставит знаменитый режиссер Барри Коски.

— Вы должны предстать в образе Марины Мнишек?

— Да, причем постановка Коски — самая полная версия с участием Марины, с использованием всех написанных сцен. Частенько они купируются, а в этой редакции полностью сохранены. Держу пальцы скрещенными. Репетиционный процесс намечен на август-сентябрь. Надеюсь, мы все-таки преодолеем эту коронавирусную напасть.

— Где вас еще ждали в этом году?

— В Большом театре России отменили «Царскую невесту» с моим участием в роли Любаши. Не увидели зрители два спектакля «Кармен» в Варшаве. Еще были планы на июнь, связанные с питерским Михайловским театром.

В роли Лауры в опере «Каменный гость», Большой театр России

— В Варшаве была бы «Кармен» осовремененная или традиционная?

— Очень современная.

— То есть роковая красавица могла бы разгуливать, к примеру, в шортах, камуфляже, с татуировками… Судя по всему, вы себя вполне комфортно чувствуете в модерновой стилистике.

— В «Кармен» — да, потому что этот материал прекрасно ложится на любую версию: классическую, традиционную, модерновую. Каких только спектаклей я не видела и не исполняла сама! «Кармен» всё выдерживает.

А вообще, театр — такое место, где ты примеряешь маски, надеваешь костюм и становишься другим человеком. Перевоплощение интересно и необходимо, потому что невозможно петь цыганку в длинной юбке и с цветком в волосах всю жизнь. Это просто скучно. Для меня, по крайней мере. И то, что сейчас есть разнообразные прочтения, интересные режиссеры, предлагающие какие-то совершенно невероятные вещи, это прекрасно. И если я могу выполнить их требования, то с удовольствием в это ввязываюсь. Работа должна приносить кураж и удовольствие.

В Лондоне с Хворостовским

— Ваш чудный голос звучал на прославленных сценах Метрополитен-оперы, Ковент-Гардена, Ла Скала, Большого в Москве… Есть еще места, где хотелось бы блеснуть мастерством?

— Конечно. Еще столько прекрасных мест на нашей планете! Хочется спеть в Сиднее, в этом великолепном театре в форме цветка на воде, в некоторых американских театрах, в Лос-Анджелесе, может быть. В Миннеаполисе, потому что там живет сестра моего мужа. Очень много таких площадок, и надеюсь, когда-нибудь туда попаду.

В следующем сезоне намечена «Аида» в Израиле, я там уже исполняла «Силу судьбы» в свое время. Очень жду этой поездки, обожаю Тель-Авив, где прекрасная атмосфера, много знакомых, чувствуешь себя как дома. Все говорят по-русски, море, солнце — красота!

В роли Джульетты в опере « Сказки Гофмана», Метрополитен-опера

— Ваши партнеры, как правило, исполнители яркие и незаурядные. С кем-то из них вам было особенно волнительно вместе выходить на сцену?

— С Дмитрием Хворостовским мы пели в двух постановках — в «Евгении Онегине» в Метрополитен-опере и в «Риголетто» в Ковент-Гардене. В опере Верди моя героиня с его персонажем практически не связаны. А вот в «Онегине» мы много работали вместе. Дмитрий тогда уже болел, и я видела, как его любят люди и коллеги. Он получал столько внимания и любви буквально от всех — от работниц кафе и людей, встречающих зрителей у входа, до актеров и оркестрантов.

Все ему сочувствовали, оказывали поддержку, обнимали, желали удачи. Это выглядело очень трогательно. Он пригласил меня в гости в свой красивый дом в Лондоне, шла, по-моему, рождественская неделя. Мы тесным профессиональным кругом посидели, видно было, с какой нежностью Дмитрий относится к своей красавице жене Флоранс, симпатичным и воспитанным деткам. Его уход — невероятная потеря для семьи и всего мира.

— Оксана, какую музыку вы слушаете сами — для души, дома и в машине?

— Дома вообще ничего не слушаю, хотя у меня очень хорошая аппаратура. В машине в данный момент у меня диски с записью французского мюзикла «Нотр-Дам де Пари» и альбома Хворостовского «Дежавю», который Дмитрий записал с Игорем Крутым и подарил мне, когда я была у него в гостях.

На минском «Аисте»

— Говорят, стиль — это человек. На снимках в соцсетях вас можно увидеть в джинсах, молодежных майках…

— Я люблю стиль casual, удобный и подходящий на все случаи жизни. Встаю рано, нужно детей отвезти в школу. Поэтому по утрам обычно нет времени заниматься подбором одежды, открываю шкаф, хватаю джинсы, первые, которые попадают под руку, какую-нибудь рубашку и выбегаю. Потом — какие-то дела, проекты, в один день могу быть в 5–6 местах, и подумать, как выглядеть, особо некогда. Только если предстоит официальное мероприятие, нужно идти в театр, выхода не остается.

— На фестивале в Зальцбурге два года назад вы произвели эффект не только в образе Ольги в «Пиковой даме», но и в седле велосипеда Минского велозавода.

— Да, приобрела складной «Аист», потому что зарубежные аналоги оказались слишком дорогими, привезла его в Зальцбург и использовала в качестве основного транспортного средства. Расстояния довольно большие, на машине не припаркуешься нигде. Поэтому велик оказался просто находкой: погрузил в багажник, перевез, достал — и поезжай.

— Если сценарий с коронавирусом окажется непредсказуемым и затянется, как проведете лето в этом году?

— Наша страна богата лесами, озерами, всегда можно сесть в свою машину и, не создавая опасности для окружающих, выехать на природу, отдохнуть, напитаться энергией. Обожаю собирать грибы. В июне у меня сессия, нужно написать диплом, сдать государственные экзамены.

В любом случае не отменяется и подготовка к будущим проектам. Надеюсь, мир к вирусу как-то приспособится. Если нам придется с ним жить, никто не станет сидеть дома годами. Значит, люди привыкнут более внимательно относиться к своему здоровью, дистанцироваться, использовать постоянно средства защиты и гигиены. Думаю, всё вернется на круги своя.

Фото предоставлены Оксаной Волковой

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ