Сразу после интригующего заявления пана Зеленского о перспективе исчезновения «политических границ» между Украиной и Польшей цельный профессор Варшавского университета с польским именем Томас Гжегож и немецкой фамилией Гроссе расшифровал на страницах газеты Rzeczpospolita, как это дело может выглядеть. Речь, по его мнению, должна идти… о возрождении политической структуры, в честь которой и названо упомянутое издание. Кто-то уже на эту тему грустно пошутил: «Что бы ни начинали собирать в СССР, получался автомат Калашникова. А что бы ни делали поляки, у них всё равно получается Речь Посполитая со всеми вытекающими последствиями».
Напомню исторические азы. Речь Посполитая — это государство, в состав которого два с лишним века входили территории современной Польши, Литвы, Украины и отчасти Беларуси. Возникло оно в 1569-м, дабы противостоять Ивану Грозному в его ливонских войнах. А в 1795 году Речь была ликвидирована благодаря деятельному участию Александра Суворова и других бравых полководцев.
Вылетев из «клуба великих держав», государства в него обычно не возвращаются. Но современная Польша уверена: в отношении «ея» это правило не действует.
Здесь вот какая загогулина. После начала СВО малые страны Восточной Европы ощутили острую необходимость сплотиться вокруг какого-нибудь антироссийского центра. Естественно, в роли оного изначально выступили США. Однако Вашингтон, знаете ли, далеко. Многим в Европе захотелось прислониться к кому-то мощному, но поближе. Эдакая пародийная вариация на тему старой доброй песни: «Как бы мне, березке, к дубу перебраться, я б тогда не стала глупо улыбаться».
Первоначально казалось, что на роль этого дуба выдвинется Германия. Однако сами немцы ничего такого не захотели. К тому же их соседи почему-то не возжелали столкнуться с возрождением германской военной мощи. Видимо, не желают они, чтобы шутки формата КВН превращались в реальность: «Немецкие биатлонисты во время чемпионата мира из-за непогоды сбились с маршрута и… нечаянно завоевали Польшу». По иронии судьбы на вакантную нишу дуба остался единственный претендент — Польша. Глубина знакомства с делами Украины у данного государства зашкаливает.
В общем, всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно.