1200h90 2

Опустела без тебя земля, или Что оставил после себя известный поэт-песенник Николай Добронравов

Глубоко личным мнением о том, что для нас всех значит смерть поэта-песенника Николая Добронравова, делится корреспондент агентства «Минск-Новости».     

346949114413368

Фото ТАСС

Начну с несколько модернизированной мысли английского классика-остроумца Оскара Уайльда: «Говорят, без промышленности и идеологии наш век ничто. Я вам скажу, что без культуры он — варварство». И вот на днях ушел человек, который довольно незаметно, но так точно нашу культуру формировал.

Умер поэт Николай Добронравов, который миллионами воспринимался просто как супруг Александры Пахмутовой. Феноменальный творческий союз, где муж и жена не просто дополняли друг друга, создавая нечто поразительное, воздушную громаду.

Ведь практически на всех «Песнях года» в советские времена главные хиты часто сопровождались этим предисловием: «Музыка Александры Пахмутовой. Стихи Николая Добронравова». Да если бы этот тандем не создал ничего, кроме «Беловежской пущи» для «Песняров» и всей Беларуси, уже можно было смело утверждать: «Жизнь прожита на высшем уровне».  А тут хит «Трус не играет в хоккей», с которого начинались великие хоккейные матчи; «До свиданья, Москва, до свиданья» — по которой и улетающему в небеса плачущему Мишке запомнили Олимпиаду-80 не то что миллионы — миллиарды на всей Земле.  Не рекорды, которые давно уже обновились, а песню и мелодию помнят люди. Это — к вопросу о роли культуры в нашей жизни.

ВИА "Песняры" - "Беловежская пуща" (1979)ВИА "Песняры" — "Беловежская пуща" (1979)

Плюс песня, ставшая визитной карточкой замечательной, великой Анны Герман — «Нежность», визитка Александра Градского и целого поколения — «Как молоды мы были». Десятки мегахитов на самые разные темы.

А еще песня, за которую их особенно клевали в треклятое перестроечное время: «И Ленин такой молодой». Это космос — то, что они нам оставили. И в культуре, и в идеологии, и в жизни как таковой.

Л.Лещенко, Т.Анциферова и ВИА "ПЛАМЯ" - До свидания, Москва (1980)Л.Лещенко, Т.Анциферова и ВИА "ПЛАМЯ" — До свидания, Москва (1980)

А еще эти люди, которых невозможно отделить от друга, — Пахмутова и Добронравов – воплотили в жизнь булгаковский принцип: «Никогда и ничего не просите, особенно у сильных мира сего, — придут и сами все дадут». Я тут прочитал, как эту великую семью посещал Путин лет 20 назад.  На юбилей Пахмутовой, в тени которой все время оказывался ее муж. И как раз спросил Президент России в том духе: «Не надо ли вам чего?» А эта великая семья жила в обычной советской трешке. Одну комнату занимал гигантский рояль, вторую архив. И они где-то там, на задворках. Казалось бы — проси дом на Рублевке, да где угодно. И ведь дал бы.

А Добронравов потом говорил со своей обычной застенчивой улыбкой: «Переезжать в столь серьезном возрасте очень сложно. Мы с Алей подумали и решили, что нам ничего не надо. Просто напоили президента чаем».  Невероятная история. Склоняю голову перед вами, Николай Николаевич. А Александре Николаевне — соболезнования и пожелания мужества. Я бы мог конечно, напеть в режиме соболезнования: «Опустела без тебя земля».  Но вам сейчас и так очень трудно. Я лучше помолчу.

Анна Герман - Опустела без тебя земляАнна Герман — Опустела без тебя земля
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Соболенко легко разобралась с румынкой на турнире в США

В 1/16 финала престижного турнира серии WTA-1000 в американском Майами белоруска Арина Соболенко 22 марта легко обыграла 102-ю ракетку мира, румынку Елену-Габриэлу Русе, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

screenshot 1 1

Арина Соболенко. Фото из архива НОК

Первый сет завершился со счетом 6:1, а затем румынская теннисистка отказалась от продолжения борьбы, сославшись на травму.

Еще одна представительница Беларуси, 35-летняя Виктория Азаренко, накануне уступила чешке Каролине Муховой. Проиграв первый сет вчистую, во втором она снялась с матча из-за травмы.

ПЕСНИ ПОБЕДЫ. Как из песни про лучок и картошку появилась «Лизавета», и кто исполнил ее страннее всех

Фронтовая песня «Лизавета» из фильма «Александр Пархоменко», написанная в 1942 году, позже прозвучала в исполнении многих, но одна интерпретация кажется крайне странной. Подробности читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

uluchshenaya kopiya

Выбора не было

В период Великой Отечественной советские кинематографисты из Москвы, Ленинграда, Минска, Киева работали в Ташкенте и Алма-Ате.

Именно в столице Узбекистана осенью 1941-го режиссер Леонид Луков начал работу над лентой «Александр Пархоменко» по роману Всеволода Иванова. По сюжету в 1918 году западные республики молодой советской страны оккупировали немцы. Как мы знаем, тогда они похозяйничали и в Беларуси. События же в картине разворачиваются в Украине. Командир одной из дивизий 1-й Конной армии Ворошилова сражается с немцами, а заодно с примкнувшими к ним бандами гайдамаков, белогвардейцев и с формированиями Махно, которого сыграл Борис Чирков. Зрителям после дилогии о молодом большевике Максиме непривычно было видеть артиста в роли отрицательного персонажа. Он пошел на такой шаг намеренно — не хотел оставаться в одном амплуа. Но, когда изучил снимки деяний банды, поговорил с теми, кто знал о подлинных исторических событиях, собирался отказаться. Махно непонятен, маниакально жесток и изворотлив. Однако Луков смог убедить артиста. Тем более на эвакуированной студии особого выбора ролей не было.

В ожидании поэта

Понятно, что цель этого фильма — поднять боевой дух солдат на фронте. Ведь существовала явная параллель: и в 1918-м, и в дни съемок в 1942 году красноармейцы сражались все с теми же немцами. Лента демонстрировала, что враг не так уж непобедим!

437156

Эпического богатыря Пархоменко сыграл Александр Хвыля. Его веселого адъютанта, вчерашнего матроса-анархиста Васю Гайворона, перешедшего на сторону Красной армии, воплотил на экране наш земляк, уроженец Могилёвской губернии Пётр Алейников. Именно он должен был петь песню в сцене свадьбы. Изначально она называлась «Песней Гайворона». Мелодию взялся создать композитор Никита Богословский. И сделал это довольно быстро. Музыканту еще не было и 30 лет, но работал он очень плодотворно. Однако возникла неувязка. День съемок эпизода приближался, а текст для новой песни отсутствовал. Его обещал сочинить поэт Евгений Долматовский. Писатель в качестве военного корреспондента находился на фронте и не спешил ехать в Ташкент. Тогда Богословский не выдержал. Решил, что сам справится с текстом. Оказалось, в отличие от дара музыкального литературным он обладал на любительском уровне. Решил так: поскольку речь о свадьбе, достаточно зарифмовать фразы о всякого рода снеди, и написал:

Лучок да картошка, огурчик соленый,
Мировая закуска в огороде растет!
Что нужно нам в жизни?
Лишь садик зеленый,
Свой зеленый садик-огород.

К удивлению, многих, текст понравился режиссеру, хотя, по воспоминаниям музыканта, Алейников хихикал над прочитанным. На репетициях попробовали спеть песню, выяснилось: мелодия, основанная на народных интонациях, не вяжется со словами. Да и вообще звучит нелепо.

Пришлось ждать Долматовского. Приехал он через две недели и сочинил такие строки:

Ты ждешь, Лизавета,
От друга привета.
Ты не спишь до рассвета,
Все грустишь обо мне.
Одержим победу,
К тебе я приеду
Hа горячем боевом коне.

Этот текст сделал песню более патетичной. Поэтому отказались использовать ее в сцене свадьбы. Она прозвучала в другой части картины. В кадре ее поет персонаж Алейникова. Дублировал вокал солист Большого театра Виталий Власов.

kadr s ranevskoj kopiya

Долгая жизнь

Роли второго плана в фильме сыграли многие в ту пору знаменитые артисты. Например, запомнилась Фаина Раневская в образе таперши с папиросой за пианино. Борис Андреев стал в ленте анархистом, а Татьяна Окуневская — любовницей Махно. Видно, не только Чирков решил поэкспериментировать с персонажами плохишей.

Картину демонстрировали в кинотеатрах неоккупированных советских городов и, конечно, в Москве. Представьте: шла война, а в кинозалах побывали на просмотре фильма более 15 млн зрителей в первый год показов. На фронтах, наверное, его тоже увидели миллионы, но такой статистики нет. Следующей лентой Лукова стали «Два бойца», где звучат шлягеры «Темная ночь» и «Шаланды полные кефали…».

В 1962-м картину «Александр Пархоменко» перемонтировали, убрав сцены со Сталиным и упоминания о вожде. Частично переозвучили персонажа Алейникова. В оригинале он острословил, говорил на блатном жаргоне чрезмерно много. А к 1960-м такое в кино не приветствовали. После реставрации фильм часто демонстрировали по телевидению.

kadr chirkov mahno

Песня, как часто бывало, зажила собственной жизнью. В ленте «Экипаж машины боевой» (1983) ее поют танкисты. А в 1996-м постановщик Александр Рогожкин решил, что этот хит будет уместен в финале картины «Операция «С новым годом» в исполнении Александра Булдакова вместе со сводным хором хирургического отделения больницы.

Пел ее и Иосиф Кобзон. В рок-обработке — Валерий Кипелов. Прозвучала мелодия и в конкурсе «Голос. Дети» на Первом канале России.

Но самой странной остается перепевка Александра Малинина. Ведь по тексту более чем ясно, что герой произведения на фронте и мечтает, что вернется к своей Лизавете живым:

Был я храбрым в бою.
Эх, как бы дожить бы
До свадьбы-женитьбы
И обнять любимую свою!

В «Старых песнях о главном» Малинин поет ее на залитом солнцем поле в образе пастушка с вологодским говором. Одет в белую шляпу с полями и льняную рубаху. Понятно, что все это могло стать задумкой режиссера, а не исполнителя. Только неясно, с кем он должен быть храбрым в бою в предлагаемых обстоятельствах. Разве что с коровами, которых пасет. Словом, с этой интерпретацией явно что-то не так.

Еще материалы рубрики:

ПЕСНИ ПОБЕДЫ. Как «Марш артиллеристов» стал гимном Победы за полгода до взятия Берлина