Организовала фестиваль фламенко, училась танцу в Испании. Хореограф Татьяна Дедикова — о своем увлечении 

Этот танец позволяет отпустить на волю чувства. Хореограф Татьяна Дедикова рассказала корреспонденту газеты «Минский курьер» о темпераментном фламенко.

Когда возраст — это плюс

Первыми в ее жизни появились бальные танцы. Шестилетняя девочка всё схватывала на лету, не боялась сцены и в скором времени упорхнула из родного Гомеля на первые соревнования международного уровня. Выступала успешно, правда, спустя четыре года вдруг передумала и оставила занятия, но было уже поздно: любовь к танцам завладела ее сердцем.

— Школьные и городские культурно-массовые праздники не обходились без моих номеров. Окончив школу с углубленным изучением иностранного языка, получила высшее образование по специальности «переводчик в экономической сфере». Устроилась работать в престижную фирму, но было скучно. Мысли о танцах не покидали меня, — с улыбкой вспоминает Татьяна.

Фламенко увлеклась лет 10 назад. Был это осознанный выбор или судьба ее к этому привела, можно только строить догадки. Возможно, сыграла роль внешность Татьяны, точнее смуглый оттенок кожи, который делает ее похожей на испанку. Кстати, долгое время она даже комплексовала из-за этого. Оказалось, зря.

— Я понимала, что хочу танцевать всю жизнь. Но во многих направлениях век танцора ограничен возрастом. Задумалась, стала искать варианты и открыла для себя фламенко. Здесь мой жизненный опыт, мои годы не отдаляют от сцены, наоборот — позволяют наполнить движения смыслом. В Испании, например, очень ценится, когда выступает взрослая женщина, — говорит собеседница.

Вначале она занималась фламенко в Минске, но уже через полгода специально уехала в Испанию, чтобы попасть в мир традиционной для него культуры. Проходила обучение в центре искусства фламенко Amor de Dios в Мадриде, в школе Carmen de las Сuevas города Гранады, брала уроки у многих известных исполнительниц.

— Фламенко невозможно выучить от корки до корки. Даже если вы прекрасный танцовщик, всё равно есть куда расти. Необходимо постоянно работать над собой, над своим телом, над своими мыслями. Это искусство про саморазвитие, — убеждена Татьяна.

На начальном этапе карьеры она выбрала себе псевдоним Фрида. И уверяет, что причина не только во внешнем сходстве со знаменитой художницей:

— Мне оно просто понравилось — четкое, яркое, близкое моему характеру. Созвучно со словом freedom — свобода. Сейчас я постепенно отхожу от него, выступаю под своим именем.

В едином ритме

У нас принято считать, что фламенко всего лишь танец. На самом деле это искусство включает в себя три составляющие: танец (байле), песню (канте) и гитарное сопровождение (ток). И главную роль играет музыкальная композиция, танец же обрамляет ее, дополняя чувственную составляющую мелодии с помощью языка тела.

Глядя, как танцовщицы эффектно взмахивают руками, ритмично стучат каблуками и хлопают в ладоши, кажется, что всё просто. Но это обманчивое впечатление.

— Во фламенко всё подчинено ритму — компа́су. Он — ось, вокруг которой всё вращается. Принципиальное отличие от других танцев — это проявление эмоций. Оно случается внутри и уже дальше выражается необходимыми движениями и техникой. Очень важна импровизация. Когда ты двигаешься, не задумываясь, это очень заметно и говорит о профессионализме артиста, — поясняет Татьяна.

Пальмас и сапатеадо

За этими словами скрываются важнейшие элементы фламенко, без которых его сложно представить.

Сапатеадо — ритмичные дроби, которые отбивает ногами танцовщица. Они несут в себе символическое значение борьбы, горделивости и самодостаточности.

— Без специальной обуви тут не обойтись. Производится она в Испании. Купить ее не проблема. Отличается специальными гвоздиками, которые вбиты в подошву и позволяют извлекать звуки разной высоты. Я танцую практически каждый день, и при этом одной пары мне хватает на несколько лет, — рассказывает Татьяна.

Пальмас — хлопки ладошками, но не стоит их путать с аплодисментами. Они наполняют выступление колоритом, усиливают страсть, подчеркивают ритм, подстраиваются под гитару и вокал, не заглушая их. Выполняются с ровной спиной, расслабленными руками, приподняв локти чуть выше уровня плеч.

— Чем больше занимаешься фламенко, тем выразительнее и показательнее становятся твои руки. Над их движениями нужно много работать. Они передают настроение, помогают выразить эмоции. В танце мне больше нравится суровый, строгий стиль, хотя по жизни я оптимист. Интересно проживать на сцене новые чувства, примерять новые роли, — делится Татьяна.

Традиционное платье для фламенко — bata de cola. Чаще всего длинное до пола, с множеством воланов в красно-черной гамме. Но не всегда. При выборе цвета следует учитывать стиль танца, а их около сотни: драматические, праздничные. Широкие шали, веера и кастаньеты — элементы образа, которые исполнительница выбирает сама.

— У меня есть кастаньеты, но пользуюсь ими редко. Они мешают выплеснуть эмоции во время танца. Возможно, со временем что-то изменится, как было с платьем с длинным шлейфом. Я к нему не сразу пришла, а сейчас обожаю в нем двигаться. Чтобы пошить такой хвост, нужно не меньше 20 м ткани. Когда в танце приходится его подбрасывать ногой, вес хорошо ощущается, — комментирует Татьяна.

Вечная ученица

Татьяна открыла в Минске свою школу. Активно выступает, является организатором белорусских специализированных мероприятий. И по-прежнему учится.

— Это танец страсти, он позволяет отпустить на волю чувства и получить удовольствие. Нашим женщинам это сделать сложно, наверное, мешает менталитет. У испанок по-другому: они не стесняются, с достоинством несут себя, — уточняет хореограф.

Среди ее учениц не бывает случайных. Как показала практика, приходят женщины очень образованные, эрудированные, с богатым внутренним миром, состоявшиеся в жизни. Если это молодые девушки, то чаще всего из числа тех, кто близок к искусству или был покорен культурой Испании.

Справочно

Татьяна Дедикова известна под псевдонимом Фрида. Является организатором Первого республиканского фестиваля фламенко Mi Flamenco.

Фото из архива Татьяны Дедиковой

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ