Ощутимо нарастили объем сбора вторресурсов. Чем еще помогает принцип расширенной ответственности
В Беларуси 10 лет назад начали внедрять принцип расширенной ответственности производителей и импортеров. О результатах работы и перспективах корреспондент агентства «Минск-Новости» узнал у заместителя директора государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов» Артема Шкрыля.
– Что лежит в основе принципа расширенной ответственности производителей?
– Согласно принципу РОП производитель отвечает не только за сам товар – его качество, реализацию, но и за правильную утилизацию, чтобы он и сопутствующая ему упаковка не загрязняли окружающую среду, а перерабатывались или использовались, например, для производства энергии. Этот принцип широко внедрен в ЕС, США, некоторых странах Азии. При внедрении в Беларуси за основу принималась практика стран ЕС.
В том виде, в каком он существует сейчас, принцип начал внедряться в нашей стране 10 лет назад, хотя первые попытки делались с 2002 г. В разное время за этот процесс отвечали разные госорганы – Минторг, Минприроды, холдинг «Белресурсы», в итоге ответственным определено Министерство жилищно-коммунального хозяйства. 11 июля 2012 г. был принят Указ Президента Республики Беларусь № 313, в соответствии с которым образовано ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов».
Что касается наших соседей и партнеров по ЕАЭС, РОП к настоящему времени внедрили в России и Казахстане. В России система реформируется и во многом, как мы видим, сближается с белорусской: россияне высоко оценивают наш опыт. В Казахстане изначально принцип распространялся на автомобили, позже им охватили другие группы товаров и отходов.
– Каковы результаты 10-летней работы?
– Полагаю, что наша система достаточно эффективна. За 10 лет нам удалось кратно нарастить объем сбора вторичных ресурсов: если, например, в 2012 г. отходов пластика в нашей стране собрали 27 тыс. т, то в 2021 г. – 106 тыс. т, стекла – 59,1 тыс. т в 2012-м и 192 тыс. т в 2021-м, шин – 23 тыс. т в 2012-м и почти 60 тыс. т в 2021-м. Организаций, которые занимаются сбором ВМР, в 2012 г. было 172, а по итогам минувшего года их уже 429.
Фактически создан целый подсектор экономики, который живет и развивается. Ежегодно увеличивается число приемных пунктов, обновляются контейнеры, появляются новые объекты по использованию отходов. В прошлом году, например, в Пуховичском районе ввели в эксплуатацию первый в Беларуси объект по использованию упаковки тетрапак – для страны это, по сути, новый вид вторичных ресурсов.
– Чем можно объяснить рост числа организаций, занимающихся сбором вторресурсов?
– Не в последнюю очередь это результат экономического стимулирования. С 2012 г. предусмотрена компенсация за сбор ВМР. Собирает субъект хозяйствования, предположим, бумагу, стекло или пластик от населения, поставляет на отечественный объект по использованию ВМР, затем обращается к Оператору вторичных материальных ресурсов и тот выплачивает ему определенную сумму в качестве компенсации за понесенные расходы. Размер компенсации устанавливается Советом Министров на каждый год по каждому виду ВМР. Например, за тонну отходов стекла организация получает от нас 220 рублей, что почти в 4 раза больше, чем платит предприятие, которое эти отходы использует. Иными словами, финансовый эффект напрямую обусловлен компенсацией. Убираем ее – и возвращаемся к тому, что было 10 лет назад, когда заготавливали очень узкий ассортимент и небольшой объем пригодных для повторного использования ресурсов.
– А откуда деньги у самого оператора?
– Система, которая введена на законодательном уровне, обязывает производителей и импортеров обеспечивать сбор, обезвреживание и использование отходов и упаковки. Для этого предусмотрены две опции: либо перечислять плату за организацию сбора и переработки отходов на счет ГУ «Оператора вторичных материальных ресурсов» по ставке, утвержденной Совмином, либо организовать собственную систему сбора и собрать определенный процент от произведенных и ввезенных товаров и упаковки. По каждому виду ВМР – свой норматив. Отходов бумаги, например, нужно собрать и поставить на переработку не менее 50 % от того, что ввез, бытовой техники – 30 %, стекла – до 70 %. Для производителей предусмотрены льготы: например, Гродненский стеклозавод при производстве бутылки для шампанского должен использовать до 30 % стеклобоя – в таком случае нашему учреждению он не платит ничего. Такая же льгота у предприятий концерна «Беллесбумпром», которые в производстве активно используют отходы картона. Есть подобная возможность и у производителей пластика, но они используют ее в меньшей степени.
– Какой путь удобнее и выгоднее?
– Из 15 тыс. субъектов хозяйствования, с которыми у нас заключены договоры, собственную систему сбора ВМР организовали не более 100 – все остальные предпочитают платить: просчитали, что это менее затратно. Заключаем договор, организации ежеквартально представляют отчет – сколько отходов ввезли или произвели. Сумма, подлежащая уплате, рассчитывается автоматизированной системой, ее необходимо внести на спецсчет, где эти средства и аккумулируются. Если предпочли организовать собственную систему, тоже нужно подавать ежеквартальный отчет, где отражаются объемы ввоза или производства, а также сбора, и система определит уровень выполнения норматива.
– Какова динамика поступления средств?
– Пока видели только рост. В прошлом году аккумулировали максимальную сумму за все 10 лет. В первом квартале текущего года поступления тоже оказались неплохими. Поскольку встроены мы в общий экономический механизм, ощутимо зависим от товарооборота. Если он растет, страна больше производит и ввозит, растут и поступления. И наоборот, с уменьшением товарооборота приток средств сокращается. В таком случае, правда, снижается и объем отходов, которые необходимо утилизировать.
Есть и недисциплинированные плательщики. Обращаемся в суд, выставляем нотариальные надписи – процессуально эти вопросы стараемся закрывать сами. Выявляют нарушения и контролирующие органы, которые уполномочены этим заниматься. Например, Комитет госконтроля активно проводит проверочные мероприятия по нашей тематике, при выявлении нарушений субъекты доначисляют причитающиеся суммы.
– От объема привлеченных средств напрямую зависят расходы оператора. Выплата компенсации, наверное, не единственная их статья?
– Разумеется. Средства, которые оператор привлекает от производителей и поставщиков, направляются на совершенствование материально-технической базы наших партнеров – организаций системы ЖКХ, Белкоопсоюза, холдинга «Белресурсы», на создание новых производств по использованию вторичных материальных ресурсов, реализацию госпрограмм, проведение информационно-разъяснительной работы, которую, надеюсь, люди замечают.
За счет этих средств реализован проект строительства мусоросортировочного завода в Витебске. Предоставляли софинансирование при строительстве мусоросортировочного завода в Минске, участвовали в реконструкции завода в Бресте, где монтировалась полуавтоматическая линия.
За последние годы закуплено большое количество контейнеров для раздельного сбора отходов, в том числе для сектора индивидуальной застройки Минска. Проведена большая работа по обновлению мусоровозов – обновили четвертую часть парка страны. Словом, средства вложены серьезные.
– Каковы планы на год текущий?
– Планируем ввести в эксплуатацию комплекс по обращению с твердыми коммунальными отходами в Оршанском районе. Завершается реконструкция завода по сортировке и использованию ТКО в Барановичах. С запуском производства RDF—топлива в Гродно сможем полноценно опробовать абсолютно новую для нас систему, поскольку уже есть объект по использованию такого топлива – в ОАО «Красносельскстройматериалы». Планируем это направление развивать – в стране еще два цементных завода, где также можно использовать RDF—топливо, изучаем возможности его применения и в котельном хозяйстве.
– Какие отмечаете трудности на пути развития системы РОП?
– Острых проблем нет. Как и любая другая система, она требует постоянного совершенствования. В настоящее время, например, Минприроды готовит проект изменений в Закон «Об обращении с отходами», представили и мы свои предложения.
Развитие системы предполагает создание сети региональных комплексов по обращению с твердыми коммунальными отходами: несколько районов будет обслуживать один современный комплекс, соответствующий всем требованиям в сфере защиты окружающей среды. Для реализации этих планов нужно финансирование. Пока мы видим лишь средства Оператора вторичных материальных ресурсов. Но в рамках госпрограмм предусматриваются и бюджетные средства. Поэтому хотелось бы, чтобы местные органы власти обращали на это внимание и предусматривали финансирование за счет средств бюджетов, потому как возможности нашего учреждения, увы, не безграничны. А задачи стоят довольно серьезные: к 2025 г. в стране должно использоваться 64 % отходов, к 2035 г. – 90 %.
– Справитесь?
– Задача сложная, но выполнимая.
Смотрите также: