«Остановлю швейную машинку, переведу дыхание, выпью воды». Как проходила школьная олимпиада по труду

В Минске проходит городской этап олимпиады школьников по учебным предметам. Всего в нем принимают участие две тысячи ребят — лучшие представители всех районов столицы, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в комитете по образованию Мингорисполкома.

Сейчас умники и умницы сражаются за право попасть в столичную сборную, которая представит город в республиканском финале. И пока одни ребята корпят над физическими и математическими задачками или пишут изложения, другие соревнуются в умении вязать крючком и работать молотком. Как проходит отбор ребят на олимпиаде по трудовому обучению и чем она примечательна, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости», посетив состязание в СШ № 25.

Олимпиада по трудовому обучению проходит в два тура — дети выполняют задания в мастерских, затем сдают теорию. У мальчиков и девочек программа испытаний разная. Первые показывают умения в техническом труде, вторые — в обслуживающем.

Для проведения вычислений можно использовать калькулятор. Но не тот, что на планшете или смартфоне. Гаджеты запрещены, — знакомит мальчишек с правилами практического тура учитель по техническому труду СШ № 25 Илья Бурковский.

Парни заняли свои рабочие места в слесарной мастерской. Слушают наставника, то и дело бросая взгляд на инструменты, разложенные перед ними на столе.

Штангенциркуль, молоток для работы с зубилом, инструменты для разметки металла, мелкий и крупный напильники, ножовка по металлу с очень хорошим полотном, — шепотом перечисляет свое богатство 11-классник Егор Поборцев. Даже не представляю, какое испытание нас ждет.

Парень учится в средней школе № 53. В олимпиадном движении с 8-го класса. В прошлом году впервые поучаствовал в республиканском этапе — получил похвальный отзыв.

Тогда нам досталось очень сложное задание. Из деревянной и металлической заготовок нужно было по чертежам создать изделие, декорировав его надписью «ТО 2018» из железа. На все про все было 4 часа, — вспоминает Егор.

В соседней мастерской к олимпиаде готовятся девочки. Их рабочий инструмент — в корзинках: крючки, иголки, булавки, клубки ниток. Мастерицам разрешают сделать пару контрольных стежков на швейных машинках, чтобы приноровиться к ним до начала испытания. Строчка будет бежать ровно, если руки у хозяюшки от переживаний не дрожат.

— Начнет одолевать страх — оторвусь на миг от работы, переведу дыхание, выпью пару глотков воды, и снова за дело! — рассказывает Алина Позняк из 11-го класса СШ № 121.

Школьная олимпиада по труду

Чтобы успешно пройти олимпиаду, девочки должны виртуозно выполнять работу не только на швейной машинке, но и вручную декорировать изделие. То есть вышить, связать крючком или спицами элемент украшения. Каким способом, укажут в задании.

— В прошлый раз наша девичья команда заняла первое место на республиканской олимпиаде. А вот у мальчишек результат не такой высокий. У городских парней нет на балконах станков-верстаков, — улыбается методист отдела естественно-математических и технических дисциплин Минского городского института развития образования Валентина Шарапова. — Надеемся, сейчас юноши не подкачают. Теперь растим будущих умельцев с начальной школы.

Валентина Евстафьевна говорит, что в ресурсном центре СШ № 26 недавно открыли школу юных мастеров, куда по выходным приходят заниматься на настоящих «мужских» инструментах дети с первого класса.

На олимпиаду в 25-ю школу заглянула ее выпускница Полина Волчек. Девушка в прошлом году на республиканском туре по трудовому обучение завоевала диплом третьей степени. Благодаря чему поступила на бюджет в БНТУ на инженерно-педагогический факультет. Сейчас для юных участниц она пример для подражания.

— Учащиеся, которые побывали на олимпиадах, отличаются от сверстников. Они знают, как распланировать свой день, собраться в нужный момент и добиться результата, — считает В. Шарапова.

Фото автора

Самое читаемое