1200h90 2

«Оставлять на могиле рюмку не надо». Духовник — о традициях Пасхи, Вербного воскресенья и Радоницы

На следующей неделе православные христиане отметят свой самый важный праздник, а сегодня,13 апреля, — Вербное воскресенье. Что должно быть в пасхальной корзине, где оставить освященную вербу, что не стоит делать на могиле усопших — корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал клирик Свято-Духова кафедрального собора, духовник Минской епархии, протоиерей Игорь Латушко.

Вербное воскресенье

fbbf9e5e62b71ac0adbe8dabd743750a

В Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья, церковь вспоминает, как Христос воскресил своего друга Лазаря. Это воскрешение стало прообразом воскрешения Христа. В сам праздник стоит посетить храм и в знак веры отнести домой освященную ветку вербы. Как отметил И. Латушко, в Вербное воскресенье стоит собраться в семейном кругу и стремиться делать добрые дела.

izobrazhenie viber 2025 04 12 12 18 22 331

Что касается атрибута праздника, отец Игорь советует хранить его возле иконы в течение года, а затем сжечь.

Страстная неделя

1215927 21 b

После Лазаревой субботы и Вербного воскресенья у православных христиан начинается самая главная неделя в посту и церковном году — Страстная седмица, когда вспоминаются последние дни жизни Спасителя, страдания, смерть и погребение. С понедельника по среду можно посвятить время уборке, а вот генеральную с перестановкой мебели лучше сделать до Страстной недели. Что касается чистого четверга — это не о порядках в доме, это о чистоте души.

— Канун Пасхи — время, когда мы задумываемся о своей душе. Мы каемся в грехах. Когда мы раздражительны, гневаемся, значит, мы прогнали Бога из души. Он возлюбил род человеческий и отдал сына на распятие за всех нас. В четверг Страстной седмицы церковь вспоминает Тайную вечерю — последнюю трапезу Господа Иисуса Христа с апостолами накануне распятия. Именно тогда Спаситель установил главное Таинство церкви — Святое Причащение, очищение от грехов. В этот день стоит посетить храм и причаститься, — советует духовник.

Тем, кто ходит в храм редко, стоит посетить полную божественную литургию в течение Страстной недели с понедельника, 14 апреля, по субботу, 19 апреля. Перед причастием тем, кто не соблюдал пост, накануне стоит попоститься хотя бы три дня до таинства.

— Впустить Господа в свое сердце, побыть в тишине, выписать на бумагу грехи, подумать о том, как зачастую нерадиво мы живем. В день причастия нужно побыть на литургии от начала и до конца ради Христа, тогда праздник Пасхи будет по-настоящему большой радостью, — говорит отец Игорь.

В целом предстоящую неделю церковь рекомендует провести в «духовной бодрости» без увеселений, быть в мире дома и на работе, стараться избегать конфликтов, жить в согласии, делать добрые дела и поддерживать близких.

Пасха

pasha vypechka

20 апреля православные христиане будут праздновать воскресение Христа — самый важный и значимый праздник в церковном календаре. Это день, когда Бог даровал человечеству надежду на спасение.

Накануне по традиции православные верующие будут освящать пасхальную трапезу. Уточнили у отца Игоря, что должно быть в корзине:

— В разных регионах Беларуси свои блюда. Моя бабушка отваривала полендвицу, также освящались творожная пасха и яйца. Добавить к этому можно хлеб, соль и кулич, — заметил духовник. Он также добавил, что красить яйца можно любым цветом, а вот нарушать их целостность не стоит — от этого они более освященными не станут.

И, конечно, в светлый праздник нельзя забывать о милосердии. Если в этот день к вам пришли гости, будьте щедрыми, угостите конфетами или яйцом.

Радоница

uesocoypstg

29 апреля православные христиане будут вспоминать усопших близких и родственников. И. Латушко акцентировал, что оставлять на могиле еду и рюмки с алкоголем — обычай родом из Советского Союза. И своего рода оскорбление усопшего.

— На Радоницу стоит посетить могилу близких. Предварительно навести там порядок. Не допускается никаких традиций, связанных с едой. Душам усопших нужна молитва. Это долг всякого православного христианина, — заключил клирик.

Читайте также:

Смотрите также:

Будущее минских хрущевок, кто и какую господдержку получит при строительстве жильяБудущее минских хрущевок, кто и какую господдержку получит при строительстве жилья
Вечерний Минск: зеленая снежная столица и вандалы в лифте. Актуальные темы с 7 по 13 апреляВечерний Минск: зеленая снежная столица и вандалы в лифте. Актуальные темы с 7 по 13 апреля
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
До +26 °С и преимущественно без осадков будет в Беларуси 20 апреля

Переменная облачность ожидается в Беларуси 20 апреля, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

Прогноз погоды в Беларуси на 19 - 21 апреля 2025 годаПрогноз погоды в Беларуси на 19 — 21 апреля 2025 года

Кратковременные дожди пройдут по северной и центральной части республики, также там в светлое время суток вероятны грозы и слабый туман.

Ветер прогнозируется южный, 4–9 м/с, в утренние и дневные часы местами — порывистый, до 14 м/с.

Ночная температура воздуха составит +9… +13 °С. В дневное время столбики термометров покажут: в Витебске и Гродно — +21… +23 °С, Могилёве и Гомеле — +24… +26 °С, в Минске — +20… +22 °С, в Бресте — +22… +24 °С.

Как в Советском Союзе появились сезонные работники, и почему их называли рвачами

В некоторых видах законной деятельности в Союзе за два месяца можно было заработать среднюю годовую зарплату. Как — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

000033530650

Благодатная почва

В 1956 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О реорганизации промысловой кооперации». Артели, где плата зависела от того, сколько работы человек выполнял лично, постепенно прекратили существование. Более 200 тысяч членов таких объединений (обувщики, жестянщики, зодчие, прочие умельцы), выпускавших 33 444 наименования товаров, пришли на заводы, фабрики, в государственные стройорганизации. Там им платили за отработанное время, а не за количество произведенной продукции. Это, кстати, и привело к убыточности предприятий.

Некоторые не хотели мириться с таким положением дел. Конечно, в Союзе существовали немногочисленные отрасли с высокими зарплатами. Но рядовые инженеры в НИИ, участковые врачи, учителя, люди сотен других специальностей в 1960-е в месяц имели 75–95 рублей, а к концу 1970-х — 120–140. Прожить на такую сумму удавалось. Тем не менее копить деньги на мебель и бытовую технику приходилось долго.

После упомянутого постановления энергичные граждане обратили внимание на небольшие хозяйствующие субъекты (колхозы, совхозы, лесозаготовительные конторы), которые имели право заключать договоры с временными трудовыми коллективами на возведение зернохранилищ, клубов, школ, на рубку и сплав леса, прочие работы. Оплата сдельная, а средства бригада делила по своему усмотрению. Ее руководитель старался взять к себе в команду мастеров на все руки, умеющих плотничать, укладывать кирпичи, заливать фундаменты. По документам в группе подрядчиков могли быть 15–20 человек. На деле же стройкой занимались 5-6 умельцев, оставлявших себе весь фонд оплаты труда.

shabashnki

Конечно, колхозы могли заказать возведение нужного объекта в «Межколхозстрое». Однако мощностей госорганизации не хватало, приходилось годами ждать ее услуг. Объекты, с которыми она возилась шесть месяцев, вольные шабашники сдавали за два месяца, так как трудились от рассвета до заката. Старались делать все качественно, чтобы распространились слухи об их умениях по всему региону. Не обходилось и без «распила». По договоренности с бригадиром представитель заказчика закладывал в смету дополнительные работы, которые нанятые специалисты в действительности не осуществляли. Таким образом, получал долю — стимул для дальнейших сделок. Иногда подобные схемы были благодатной почвой для расхитителей бюджетных средств и стройматериалов.

За месяц рядовой шабашник мог получить более 1 000 честно заработанных рублей. Но в основном сумма составляла от 500 до 800 рублей. Значит, а два месяца — средняя годовая зарплата по стране. А, например, в Апатитах, Воркуте, Норильске и Мурманске в период полярного дня шабашники вообще не уходили с объектов. Спали на месте несколько часов и продолжали трудиться, чтобы побыстрее все закончить.

На такое способен не каждый.

Эврика!

Однажды три инженера НИИ и по совместительству каменщика приняли в колхозе заказ вслепую. Оказалось, нужно было не сооружать, а очистить огромный (около 1 000 кв м) коровник от застарелого навоза, который не убирали десятилетиями. Хозяева намеревались устроить там зернохранилище. Навоз задеревенел и представлял собою настил визуально выше полуметра высотой. В договоре прописали гонорар — 6 тысяч рублей. В 1970-е, когда все происходило, это больше стоимости новых «Жигулей»! Представитель заказчика посмеивался: эти городские месяц будут с лопатами потеть. А трое умников стали думать, как им повторить подвиг Геракла. Лопатами разгребать — утопия. Ворота в коровник малые, техника не проедет. И вдруг один из них воскликнул: «Эврика!» Взял кувалду и начал пробивать проем в кирпичной стене. Потом побежал в село, раздобыл трактор, заплатив за временное пользование 2 червонца! «Беларусь» с отвалом для уборки снега загнали в коровник. За три дня очистили пол до бетона. Потом выбитый проем заложили кирпичом и заштукатурили. Друзья заработали по 2 тысячи каждый.

rvachi prileteli

Не всем по плечу

По статистике, во второй половине 1970-х доля шабашников в сельскохозяйственном строительстве составляла около 40 %, а в Казахстане и северных регионах РСФСР — свыше 50 %. Власть относилась к ним критически, тем не менее трудиться не запрещала. Явление высмеивали в прессе — работников называли рвачами. Писали о культе стяжательства и моральном разложении. В журнале «Крокодил» опубликовали карикатуру «Рвачи прилетели». Художник перефразировал название знаменитой картины Алексея Саврасова о грачах. Размещали много фельетонов. Сатирики подшучивали над шабашниками. Жители в деревнях относились к ним по-разному. Но в основном критически. Завидовали их доходам. А местные красавицы часто заглядывались на городских парней — работящих, да еще и при деньгах. Иногда знакомства заканчивались беременностью и безотцовщиной. Случались и браки. Сельских юношей злило, что уводят их невест. Не обходилось без драк.

В некоторых республиках опытные бригадиры поделили между собой районы, хозяйства с выгодными предложениями. Чужаков не пускали в «огород», который считали своим. На этой почве происходили мордобои и даже убийства. Ведь речь о больших деньгах.

По некоторым данным, к 1978 году в этой сфере в разгар летнего сезона были заняты свыше 2,3 млн человек.

Читайте также:

Его спас Минск: как Георгий Жжёнов вернулся в советский кинематограф после ссылки

Ностальгия по прошлому. Вспоминаем самые популярные минские магазины советских времен

Стахановцам устраивали «темные». Почему рабочее движение ставили под сомнение

Всему научат. Как ДОСААФ стало кузницей кадров в СССР

«Если бы не ГТО до войны, до Берлина б не дошел…» Как оценивали знаменитые нормативы фронтовики