От деревянной постройки до монолита из стекла. Как выглядело здание минского ж/д вокзала в XIX–XXI вв.

Новое здание железнодорожного вокзала торжественно открыли 11 августа 1940 года. Оно простояло полвека и еще памятно многим минчанам. Каким его видели горожане в прошлом столетии — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Дореволюционный

26 января 1873-го Минск превратился в крупный железнодорожный узел: открыто движение по первому участку новой Ландварово-Роменской железной дороги между станциями Ново-Вилейск и Минск. Железнодорожное полотно соединило Вильно и Минск. Наш город стал связующим звеном между Прибалтикой, Украиной, Европой и Центральной Россией. Одновременно с этим пришли инвестиции. В Минске начался торговый, строительный и промышленный бум. Население к началу XX века выросло почти вдвое в сравнении с дожелезнодорожным периодом.

Почти 20 лет Виленский вокзал представлял из себя стандартную для всей Российской империи деревянную станционную постройку. Элегантный вид он принял в ходе реконструкции 1890–1893 годов. Здание вокзала возвели в камне. Перед ним сформировалась Привокзальная площадь, ставшая важным транспортным узлом города. Именно здесь построили разворотное кольцо одной из веток минской конно-железной дороги. Рядом разместились извозчики. В 1898-м Виленский вокзал вновь реконструировали. Как писала газета «Минский листок»: «Здание это производит весьма приятное впечатление как своей наружной изящностью, так и внутренними своими размерами, разноцветным асфальтовым полом и, вообще, красивой окраской стен и потолка. Асфальтом же выложена широкая платформа, над которой замечается отсутствие крыши».

Довоенный

В июле 1920 года в городе окончательно установлена советская власть. Первая мировая, революция, Советско-польская война прокатились по Минску. Оба столичных вокзала оказались серьезно повреждены. Виленскому повезло больше: кирпичное капитальное строение восстановили. Брестский же постепенно приходил в упадок и закрылся в 1928-м.

Первая реконструкция минского вокзала началась в 1930-е. Первоначально надстроили второй этаж. Затем в 1939-м принялись за капитальные переделки. Сохранив фундамент и несущие стены, полностью изменили фасад.

Обновленное здание вокзала торжественно открыли в воскресенье, 11 августа 1940 года. «В 20 часов председатель Минского областного совета депутатов трудящихся тов. Темкин разрезает ленту, приглашая гостей осмотреть здание вокзала. Затем состоялся митинг», сообщила об этом событии на всю страну «Советская Белоруссия» несколько дней спустя. Пресса ограничилась сухими небольшими заметками без иллюстраций. Время было неспокойное. Европа капитулировала перед гитлеровскими войсками, в небе над Ла-Маншем разгорелась «Битва за Британию». Лучше перестраховаться.

Послевоенный

Минский железнодорожный вокзал сильно пострадал в годы Великой Отечественной. Его восстановили в прежнем довоенном виде. Кардинальные изменения произошли с Привокзальной площадью. В 1950-е возвели знаменитые дома-башни. Перед парадным входом в здание вокзала раскинулась обширная автостоянка. На ней всегда стояли машины такси, автобусы. Площадь стала настоящим транспортным узлом. Тем более что в 1962 году рядом с ней заработал автовокзал.

В начале 1970-х стало ясно, что минский вокзал не справляется с возросшим пассажиропотоком. В 1974-м провели закрытый Всесоюзный архитектурный конкурс. Однако определить победителя не сумели. Только спустя 10 лет проект нового здания вокзала был утвержден. Строительство первой очереди началось в 1985-м. К моменту развала СССР введены в строй зал ожидания (конкорс) и служебно-технический корпус, где ныне размещается гостиница «Экспресс».

Современный

Старый минский вокзал снесли в самом начале 1990-х. Строительство нового растянулось на 10 лет. 30 декабря 2000 года открылось для пассажиров современное здание. Около него висела растяжка «В новый век — с новым вокзалом!». На десятилетия оно превратилось в настоящий центр притяжения минчан и гостей столицы. Внутри работали магазины, залы игровых автоматов, бильярд, бары и рестораны. Такого числа торговых центров, как сейчас, в начале 2000-х не было.

К чемпионату мира по хоккею 2014 года преобразился зал ожидания. Многочисленные торговые точки, где всегда можно было купить любую полезную мелочь, исчезли. Зал стал огромным открытым пространством. В его центральной части разместился современный инфоцентр. Появились справочные терминалы и жидкокристаллические информационные табло над выходами к платформам. Сориентироваться помогает огромное, размерами 3 х 9 м, электронное табло.

Через несколько месяцев новый вокзал отметит 20-летие. За это время в нем изменилось многое, что-то постоянно совершенствуется. Например, к Европейским играм заменены эскалаторы, кассовые залы оборудованы системой кондиционирования воздуха. А как иначе? Вокзал — визитная карточка столицы.

вокзал ж/дСправочно

В Минске были два железнодорожных вокзала, которые принимали пассажиров. Брестский, открытый первым в 1871 году, располагался в районе современной станции метро «Институт культуры» и обслуживал Московско-Варшавское направление. А поезда из Прибалтики и Украины прибывали на Виленский вокзал, нынешний «Минск-пассажирский». Название Виленский он получил от конечной станции Ново-Вилейск в Вильно.

В 1955 году заработал пригородный вокзал. Ныне в нем расположены международные кассы, а само здание признано памятником архитектуры.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ