1200h90 2

От командира партизанского отряда до легенды белорусского автопрома. Кто такой Иван Дёмин

Исполнилось 110 лет со дня рождения Ивана Дёмина. Без малого четверть века, с 1959 по 1982 год, он возглавлял Минский автомобильный завод. Каких успехов достиг Иван Михайлович — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

demin foto

Этот материал — результат общения с многолетним помощником и хорошим товарищем И. Дёмина, ветераном отечественного автопрома Андреем Чеблаковым.

Партизанская молодость

— В послевоенной Беларуси на руководящие должности часто выдвигали вчерашних партизан, и это было абсолютно правильно, — считает А. Чеблаков. — У таких граждан имелись и авторитет, и знание психологии человека, и страстное желание поскорее возродить искалеченную землю, дать возможность людям зажить нормально. Для достижения этой цели в мирное время они, не жалевшие себя в страшные годы войны, могли и горы свернуть. Это Машеров и Козлов, Мазуров и Лобанок…

Именно таким человеком оказался И. Дёмин, россиянин по рождению, но по сути белорус, да что там — минчанин. Почти полвека из его 77 лет жизни связано с нашей республикой, в большей степени — со столицей. Он, успев окончить Московский текстильный институт и перед самым началом войны защитить диплом инженера, встречал и заканчивал Великую Отечественную на белорусской земле. Здесь дважды попадал в плен, прошел лагеря смерти, дважды сбегал из них, чудом оставшись в живых. Вступил в ряды партизанского отряда «Смерть фашизму».

Почти полтора года Иван Михайлович провел в белорусских лесах, проявив феноменальные руководящие способности. С июля 1943-го он, недавний рядовой боец, побывавший в плену, командовал партизанским отрядом имени Кутузова вплоть до его воссоединения с войсками Красной армии в июне 1944 года.

soveshhanie demin kruger cheblakov vysoczkij

После знаменитого партизанского парада в столице БССР и расформирования отряда Дёмина как человека с высшим инженерным образованием направили на строительство Минского авторемонтного завода. Руководство страны уже серьезно думало о будущем, о мирной созидательной жизни.

9 августа 1944-го вышло постановление Государственного комитета обороны СССР № 6360с «Об организации автосборочного завода и завода по ремонту танков в районе города Минска», — напоминает собеседник. — Именно Иван Михайлович, став директором, не просто сделал эту дату официальным днем рождения МАЗа, но и ввел прекрасную традицию: торжественно отмечать это событие, поощряя хорошо потрудившихся работников. Однако до этого нужно было, как говорят, не один пуд соли съесть и истоптать много железных башмаков.

По партийной линии

Судьба Дёмина примечательна еще и вот по какой причине. Строить МАЗ он начинал, будучи заместителем главного энергетика. Через год он был уже главным энергетиком. На вверенном ему участке всё работало как часы. И через 13 лет, в 1957-м, Иван Михайлович стал секретарем парткома предприятия. Вместо дальнейшего головокружительного продвижения по партийной линии он с головой погрузился в стратегию развития завода, который знал от проходной до самого дальнего цеха. В 1959 году Дёмина согласовали на должность руководителя МАЗа.

transport avtomobili prazdnik maz stolyarov 30

Оценим промышленную кадровую политику советской эпохи. Человек с высшим образованием, что очень важно, — раз. Доказал свою верность Родине в годы страшнейших испытаний с оружием в руках — два. Показал себя хорошим производственником — три. И наконец, сумел проявить себя незаурядным партийным руководителем. К тому же Дёмину тогда было 44 года — в самом расцвете сил. Период его руководства вплоть до довольно странной отправки на пенсию в 1982-м можно смело назвать золотой эпохой МАЗа. И вот почему.

✔    Именно при Иване Михайловиче МАЗ стал родоначальником советского грузового автомобилестроения. Опытный образец нового КАМАЗ-5510 изготовлен там в октябре 1970 года. Эта машина предназначалась для возводящегося в Набережных Челнах Камского автозавода, где стала его визитной карточкой.

✔    Сегодня А. Чеблаков вспоминает, как в марте 1972-го МАЗ посещал Дмитрий Устинов, в то время секретарь ЦК КПСС, ответственный за развитие оборонного комплекса страны. Его сопровождал первый секретарь ЦК КПБ П. Машеров. Делегацию такого уровня встречали лично директор И. Дёмин и главный конструктор специального конструкторского бюро предприятия Борис Шапошник. Тогда, кстати, Устинов обнял руководителей МАЗа прямо на проходной: Дмитрию Фёдоровичу на подъезде к заводу доложили об успешном запуске с мазовского тягача стратегической баллистической ракеты с разделяющимися головками. В эпоху Дёмина автозавод принимал деятельное участие в создании ядерного щита СССР.

✔ Помимо этого, Иван Михайлович активно поддерживал идеи соратников. По его инициативе в 1974 году родилась удивительная форма интеграции науки с производством — учебно-научно-производственное объединение «МАЗ-БПИ». В этой структуре создали кафедру «Большегрузные автомобили», где трудились опытные специалисты Минского автозавода. Ее заведующим стал главный конструктор предприятия, ныне легендарный Михаил Высоцкий.

7 1

✔    В 1973-м коллега А. Чеблакова по автоклубу Союза журналистов СССР Владимир Хотяновский предложил директору МАЗа организовать пробег минских автопоездов по дорогам всех республик Советской страны. Иван Михайлович сразу же поддержал почин. Долгий и сложный автопробег на 17,5 тыс. км продолжался 85 дней и завершился без единой серьезной поломки. Уже в декабре того же года в автохозяйства СССР отправили партию минских автопоездов.

✔    Еще одна любопытная история — научно-техническое сотрудничество МАЗа с Ярославским моторным заводом, поставлявшим двигатели к минским грузовикам. У белорусского предприятия возникли претензии по моторесурсу и качеству ярославской продукции. В то время главный конструктор ЯМЗ — Георгий Чернышёв, в ту пору весьма влиятельный человек. Нужно было как-то договариваться. И в 1972 году между Минском и Ярославлем подписали договор о научно-техническом сотрудничестве, к которому присоединилось несколько крупных профильных предприятий РСФСР. Так сложился неформальный «договор шести». Однако после ухода Дёмина на пенсию это сотрудничество стало приобретать все более формальный характер, а потом и вовсе свелось к нулю. Возобновлять его пришлось уже в период независимости, по инициативе Президента и в другом формате.

mashina dlya razina

Культурный код

То, что Иван Михайлович был талантливым организатором автомобильного производства, не обсуждается. При этом он являлся фанатом искусства. В 1971 году «Беларусьфильм» снял ленту «Мировой парень». Ее героем стал молодой специалист МАЗа Виктор Логинов, роль которого сыграл знаменитый в СССР Николай Олялин. Консультантом картины выступил Дёмин. Так зарождался пиар серьезного мирового уровня. Кстати, легендарная песня «Березовый сок» в исполнении ВИА «Песняры» впервые прозвучала именно в этом фильме. Лирическое произведение Вениамина Баснера, как ни странно, оказалось невостребованным в ленте «Щит и меч» и в итоге пришло к зрителю через картину, где демонстрировались преимущества грузового автомобиля Минского автозавода перед иностранными конкурентами.

Можно вспомнить и то, как появился знаменитый Дворец культуры МАЗ. В этом вопросе Иван Михайлович включил свое «партизанское начало». Финансирование такого строительства не предусматривалось. Но директор приказал возводить ДК, для начала оформив по документам объект как новый технологический корпус. Сооружали за деньги предприятия, своими силами. За материалы и оборудование во многих случаях рассчитывались продукцией завода. Все это большой риск. Легализовать стройку помог приезд в Минск первого заместителя председателя Совмина СССР Кирилла Мазурова, долгие годы возглавлявшего нашу республику. Тот, побывав на МАЗе, одобрил культурный проект.

demin vysoczkij kosygin

Песок памяти

Человека, все доказавшего при жизни, Героя Социалистического Труда, дважды лауреата Госпремий СССР, депутата Верховного Совета СССР, члена ЦК КПБ отправили на пенсию по возрасту и состоянию здоровья в 1982 году, хотя он не сказал свое последнее слово. Его преемник — отнюдь не юноша — болел значительно чаще, но… Есть такая конспирологическая теория, согласно которой в конце 1970-х — начале 1980-х под крепкий корабль под названием «СССР» закладывали мину замедленного действия. Много бесчинств происходило как в большой советской политике, так и в крупной отечественной промышленности. А может, дело в банальной зависти к одному из любимцев Машерова? Не станем прибегать к конспирологии.

Поэтому упомянем лишь несколько горьких фактов, требующих определенного осмысления. После ухода Дёмина на заслуженный отдых его идеи и знания оказались не востребованы. Смерть Ивана Михайловича в январе 1992-го оказалась почти незамеченной. Легенду всесоюзного, а, пожалуй, и мирового машиностроения весьма скромно похоронили на Северном кладбище за чертой Минска.

Прошли годы. В республике все давно встало на свои места, принцип справедливости заложен в основу государственной политики. Однако с памятью об Иване Дёмине и ее увековечением дела обстоят не очень хорошо. В Минске не существует улицы, названной в его честь, ни на одном из столичных зданий нет его мемориальной доски. Есть лишь памятник на могиле.

Думается, давно пора исправить эту несправедливость. Например, присвоить славное имя Дёмина ДК МАЗ или переименовать ул. Центральную, давно переставшую быть таковой. Ведь на ней находится довольно скромный, особенно по нынешним меркам, дом, где Иван Михайлович прожил большую часть своей жизни.

Читайте также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
До –11 °С ночью и осадки ожидаются в Беларуси 19 февраля

Ночью 19 февраля температура воздуха в республике понизится до –5… –11 °С, днем составит 0… –6 °С. В течение суток не обойдется без осадков, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

Прогноз погоды в Беларуси на 18-19 февраля 2025 годаПрогноз погоды в Беларуси на 18-19 февраля 2025 года

В среду в стране ожидается преобладание облачной погоды и кратковременный снег во многих районах. Предупреждают также о гололедице на отдельных участках дорог. Ветер будет умеренным.

В Бресте и Гродно будет 0… –2 °С, Гомеле — –2… –4 °С. В Минске и Могилёве обещают –3… –5 °С, в Витебске — –4… –6 °С.

Гостья столицы похитила пакет с деньгами у инвалида-колясочницы, просившей милостыню

На рассмотрение в суд направлено уголовное дело в отношении 53-летней ранее не судимой жительницы Пуховичского района, которую обвиняют в совершении грабежа, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в прокуратуре Центрального района.

инвалид безбарьерная среда

Днем фигурантка приехала в Минск, чтобы расклеить объявления о продаже своей квартиры. Проходя возле Архикафедрального костела на пл. Свободы, женщина увидела граждан, просивших милостыню. Это возмутило гостью столицы, она подошла к девушке, сидевшей в коляске, и потребовала показать удостоверение инвалида. Та предъявила документ, после чего незнакомка схватила пакет с деньгами, лежавший у нее на коленях, и скрылась.

Девушка растерялась и позвонила знакомому. Тот вскоре подошел, и они рассказали о произошедшем находившемуся неподалеку милиционеру.

Противоправные действия злоумышленницы зафиксировали камеры видеонаблюдения. Женщину задержали, в отношении нее возбудили уголовное дело за грабеж.

— Обвиняемая нигде официально не трудоустроена, ранее к уголовной ответственности не привлекалась, — прокомментировал заместитель прокурора Центрального района Виктор Шубич. — Ей предъявлено обвинение в открытом похищении имущества (грабеже), то есть в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 206 УК. Вину гражданка полностью признала, в содеянном раскаялась, причиненный потерпевшей ущерб в сумме 301 рубль добровольно возместила.

В отношении обвиняемой применена мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.