Недавно очень порадовалась за школьников, услышав во время выступления министра образования Михаила Журавкова о возвращении в программу в новом учебном году курса «Мировая и отечественная художественная культура».
Признаюсь, я не встречала тех преподавателей и родителей, кто горячо бы поддерживал и одобрял принятое в 2008 году Министерством образования решение отказаться от МХК. Объяснение этого шага желанием разгрузить учащихся не выглядело убедительным. Ведь за 12 лет в школьном расписании этот предмет доказал свою полезность, необходимость раннего окультуривания для формирования творческой и гармоничной личности.
И все-таки от него почему-то отказались…Кто выиграл от этой «разгрузки»? Учителя? Разумеется, нет. Ученики? Но это был тот редкий предмет, который любили, убеждена, почти все ученики, даже из числа не самых прилежных и успешных. К тому же, думаю, культура — это последнее, чем перегружены современные дети и от чего их, бедных, нужно разгружать. Конечно, в некоторых семьях всерьез занимаются эстетическим, культурным воспитанием и образованием своих наследников и могут восполнить недостачу МХК. Но признаем очевидное: далеко не всем родителям это по силам и по средствам. И отказываться от участия в систематическом культурном воспитании подрастающего поколения школа, я считаю, никак не может себе позволить. Уроков литературы и истории явно маловато для того, чтобы дать возможность подростку заглянуть в окно мировых духовных сокровищ, увидеть иные культурные берега, открыть для себя новые горизонты.
С отменой МХК в школе сложнее, уверена, стало и с патриотическим воспитанием. Ведь подлинный патриотизм рождается, когда ребенок с детства впитывает любовь к своей земле, культуре, достижениям своих предков. А сегодня в школе практически не происходит знакомства с национальной культурой — архитектурой, живописью, скульптурой, театром. Они формируются вне осознания ее уникальности и неповторимости, вне понимания себя в мировом культурном пространстве. У многих современных детей совершенно не развивается правое полушарие, а значит, не раскрывается творческий потенциал. «Разгрузка» подрастающего поколения за счет МХК ведет и к тому, что не взращивается публика, которая нуждается в высоком искусстве, которая восприимчива к нему. В результате многие музеи, театры теряют своего зрителя и посетителя.
Лично я убеждена: главная задача школы сегодня не просто насытить детей знаниями (они в современном мире быстро устаревают!), а научить их видеть, думать, чувствовать. И МХК один из немногих предметов, нацеленных именно на это…
Не сомневаюсь: школа и преподаватели смогут опять войти в колею и реанимировать предмет. В конце концов, остались еще в школе и преподаватели, которые вели МХК, есть наработки, сохранились учебники. И все-таки восстанавливать утраченное всегда труднее, нежели последовательно развивать и преумножать достижения. Это требует дополнительных усилий и затрат. Поэтому история с МХК должна послужить нам всем уроком. Наша школа устала от реформ, перестроек и т.д. И не следует совершать резких необоснованных шагов и движений, нужно просчитывать последствия сделанного, прислушиваться к мнению педагогов, родителей, учеников.
В современном мире не случайно говорят о важности образования и культурного развития через всю жизнь. В любой сфере деятельности успех все больше зависит от способности человека постоянно учиться, двигаться вперед, мыслить творчески, нестандартно. И детство с его огромной познавательной способностью — лучшая пора, чтобы воспитать в личности эти потребности и развить заложенные природой способности. Поэтому я рада возвращению МХК в школьное расписание, и очень надеюсь, что это теперь навсегда.