Отказ от услуг означает потерю аванса. Как фирма по изготовлению памятников обводит минчан вокруг пальца
Прежде чем заказать изготовление памятника ушедшему в мир иной, проверьте монументальность самой фирмы. Подробности – у корреспондента агентства «Минск-Новости.
— За последнее время это уже седьмой случай, когда люди предъявляют претензии к одному и тому же изготовителю памятников, — рассказывает председатель общественного объединения «Онлайн защита потребителя» Анна Шилько. — Одни обращаются за правовой помощью к нам, другие — к Минскому обществу потребителей. Во всех ситуациях заказчики выплачивают аванс, и фирма сразу же берется за изготовление, затем по разным причинам работы приостанавливаются. Отмечу, производитель довольно известный, его филиалы, точнее офисы, располагаются в нескольких городах, так что количество претензий может быть и больше.
— Но, если человек чем-то не доволен, наверное, можно отозвать аванс и обратиться к другой организации. Недостатка в предложениях нет.
— В том-то и дело, что договор составляется таким образом, что в последующем отказ от услуг означает потерю денег. Вся сумма аванса переходит в распоряжение изготовителя. При этом он оставляет за собой большое поле для маневра. Например, согласно договору работы могут продлеваться из-за непогоды: дождя, снегопада, сильного ветра и так далее.
— В наше время люди достаточно внимательно читают договор.
— Не забывайте о рекламной составляющей. Человек заходит на раскрученный сайт, видит на нем солидность организации: здесь и дизайнерские решения, и прямые поставки мрамора из-за границы, и команда профессионалов, и опыт. Психологически заказчик уже готов к тому, что текст договора, который надо подписать, — пустая, но необходимая формальность. Два с половиной года назад одна из наших подзащитных попыталась отказаться от договора. Женщину не устроили авторские дизайнерские решения резчиков по камню. В ответ фирма подала на нее в суд и выиграла дело. Вот, мол, уважаемый суд, все документы и факты: типовой договор, эскизы, подписи сторон. Все сделано как надо, материалы израсходованы, мастера работу выполнили, а заказчик не хочет платить. Самое интересное, что потребительница о начале судебного производства в отношении нее даже не была осведомлена. Ее поставили перед свершившимся фактом: выплачивайте остальную сумму и забирайте готовый памятник, даже если что-то в нем не устраивает.
— И каковы были ваши действия в этой ситуации?
— Мы добрались до Верховного Суда, который отменил решение нижней инстанции. По закону потребитель имеет право расторгнуть договор на любой стадии выполнения работ, выплатив изготовителю фактически понесенные расходы. Апеллируя к Верховному Суду, мы предоставили доказательства, что такой возможности нашей подзащитной не предоставили. В самом деле: ну не хочет заказчик и дальше оплачивать работу, которая ему не нравится. Тем более что это памятник, очень личное, связанное с дорогим человеком. В итоге Верховный Суд направил дело на новое рассмотрение, завершившееся уже в нашу пользу. Фирму обязали вернуть заказчику не только излишне уплаченную сумму, но и выплатить неустойку за нарушение условий расторжения договора, а также компенсировать моральный вред.
— То есть все закончилось хорошо?
— Повторюсь, это уже седьмой случай предъявления претензий к конкретному изготовителю памятников. Наша подзащитная деньги по исполнительному листу тоже пока не получила. Фирма, о которой идет речь, находится в процессе ликвидации. Правда, перед этим она создала свою «дочку», переписав на нее все активы.
— Так называемый серый уход от долгов?
— Не хочу перегружать историю юридическими деталями, непосвященному здесь многое непонятно. Факт в том, что заказчики находятся в подвешенном состоянии. Авансовые платежи ими осуществлены, а поскольку речь идет о суммах от 5 тысяч до 20 тысяч рублей, можно говорить и о полной предоплате. Памятники дорогие, и люди отдают последнее. Например, одна женщина продала ювелирные украшения и взяла кредит в банке, чтобы внести необходимый платеж. А в результате ничего. Сроки изготовления постоянно сдвигают, на телефонные звонки отвечает уже другой директор. Меж тем, насколько я знаю, фирма продолжает принимать заказы.
— Что же делать?
— Будем продолжать отстаивать интересы пострадавших. Возможно, придется обращаться в прокуратуру или Хозяйственный суд. Ситуация запутанная, надо думать. Тема очень деликатна, касается памяти близких людей, но для изготовителей памятников это просто бизнес.
Вы правы, на рынке ритуальных услуг сегодня нет недостатка такого рода предложений. Прежде чем подписывать договор с конкретным исполнителем, есть смысл узнать о нем как можно более подробно, и не только читая отзывы в интернете. Фактор нечестной конкуренции, когда нелицеприятные комментарии пишут, чтобы навредить репутации, тоже нельзя исключать. Лучше лично посетить производственный участок фирмы, понаблюдать за работой мастеров, посмотреть на изготовленные памятники. Любопытство ваше не праздное, и любые препятствия на пути такого ознакомления о чем-то говорят. А главное, у вас есть право потребовать расторгнуть договор на любом этапе, если что-то пойдет не так.