Открыть Врата памяти: начался монтаж скульптурной композиции комплекса «Тростенец»

Начался монтаж скульптурной композиции «Врата памяти».

Скульптор Константин Костюченко наблюдает за происходящим через объектив фотокамеры. Фиксирует, как творческий замысел становится частью реальности. Работать над темой увековечения памяти погибших в концлагерях Второй мировой войны начал еще в 2007 году, когда учился в творческих академических мастерских живописи, скульптуры и графики. Позже принял участие в республиканском конкурсе на создание скульптурной композиции мемориального комплекса «Тростенец». И победил. Образное решение – Врата памяти, не ограниченные стенами, заборами, колючей проволокой. Тела узников концлагеря словно впечатаны в приоткрытые створки ворот, переплетены с их конструкциями. Как знак невозможности победить смерть.

белявская юля_7 copy

– Когда замысел окончательно оформился, понимали, как будете монтировать произведение?

– На тот момент – нет. Технологию проговаривали с инженерами «Минскпроекта», они предлагали решения, – отвечает скульптор.

– Это грандиозно, так и напишите, – обращается ко мне один из специалистов, курирующих монтажные работы. – Замысел, размеры монумента…

белявская юля_25 copy

Высота – 10 м, вес – 35 т, материал – бронза, которую еще предстоит тонировать в черный. Скульптуру устанавливают по частям. Первый фрагмент опускают по сваям – опорным конструкциям.

белявская юля_19 copy

белявская юля_30 copy

белявская юля_29 copy

белявская юля_31 copy

белявская юля_33 copy

белявская юля_32 copy

– Мелкие детали будут монтироваться позже, когда завершим сборку. Опасались повредить их во время перевозки, – поясняет Константин Костюченко.

К центральной точке мемориального комплекса – площади, на которой устанавливают Врата памяти, ведет Дорога памяти (параллельно улице Селицкого). Вдоль нее на гранитных плитах увековечат память о погибших во время Второй мировой войны в лагерях смерти на территории Беларуси.

белявская юля_15 copy

белявская юля_16 copy

– Место, где содержались узники, немного дальше, – показывает главный архитектор мемориального комплекса «Тростенец» Анна Аксенова на пустырь за «Вратами». – Это пространство будет ограждено архитектурными элементами – вроде опор, на которые натягивалась колючая проволока. Ее, конечно, не будет. Справа от монумента – место, где рассеивали прах уничтоженных узников, – сакральная зона. Все проектные решения уже утверждены. Утверждено и художественное решение скульптурной композиции на месте кремационной ямы-печи в урочище Шашковка. Но это – следующий пусковой комплекс 1-й очереди строительства.

белявская юля_4 copy

белявская юля_8 copy

– Здесь были лесопилка, бомбоубежище, помещения для хранения личных вещей узников. Сохраним оставшиеся фрагменты фундамента, – поясняет Анна Аксенова.

белявская юля_10 copy

Рабочие говорят, что каких-то страшных находок не случалось. Так, «попадаются железяки всякие» в земле. Но здесь и эти ничем не примечательные артефакты – поржавевшие замки, дверные ручки, куски проволоки – выглядят жутко. Соотносятся с не объяснимым по своей жестокости периодом истории.

белявская юля_11 copy

Открытие мемориального комплекса «Тростенец» (первая очередь строительства) состоится в дни празднования 70-летия Великой Победы.

 

Справочно

Лагерь смерти «Тростенец» (1941–1944) – место массового уничтожения гражданского населения и военнопленных фашистами.

Объект внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

На территории площадью 124 га находились:

– пункт приема узников;

– аллея, по которой доставляли заключенных;

– постройки лагеря смерти;

– места казней и расстрелов в урочище Благовщина;

– урочище Шашковка — место массового сожжения людей.

После войны здесь были установлены обелиск и три скромных памятных знака.

 Фото Юлии Белявской

Самое читаемое