ОТКРЫТЫЙ УРОК. С 1-го класса — к станку и плите. Как приобщают к труду современных школьников*

В средней школе № 26 пять лет назад открыли ресурсный центр по трудовому обучению. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» отправились туда на экскурсию, чтобы посмотреть, как проходят уроки труда у современных школьников.

Инициатор и руководитель ресурсного центра Валентина Шарапова. Педагог 37 лет работает со школьниками. Написала учебник по своему предмету для 5-х классов, который выдержал три переиздания. Валентина Евстафьевна представила в нем уникальную методику преподавания труда у детей. Ее опыт заимствуют учителя со всей республики.

Ресурсный центр состоит из нескольких мастерских. В них проходят занятия по кулинарному мастерству, шитью, столярному и слесарному делу. Первое впечатление от центра — словно попали в небольшой детский технопарк, где даже самый маленький школяр может прокачать свои способности и научиться делать что-нибудь своими руками.

Валентина Евстафьевна считает, что трудовое обучение — основа жизни для ребенка. Поэтому такой дисциплине в школе надо уделять особое внимание. Теперь у 6-7-х классов уроки труда два раза в неделю, а не один.

Еще бы с пятиклассниками чаще встречаться, — рассуждает В. Шарапова. У них пока один урок.

В ресурсный центр также приезжают дети со всего города готовиться к олимпиаде по трудовому обучению. Здесь организуют сборы талантливых ребят перед ответственным испытанием, на каникулах открывается профильный лагерь.

Заходим в швейную мастерскую. Идут занятия у пятиклассниц. У каждой рукодельницы свое рабочее место. Тема урока — вышивка.

Наша задача — развить мелкую моторику. Если работает рука, работает и голова, — комментирует педагог.

Саша Ходан из 5 «Д» вышивает льняную салфетку:

Сейчас делаю продежку.

Толстой иголкой она протягивает разноцветные нити в ткани. Таким способом украшали полотняные изделия наши бабушки.

За урок девочка успевает декорировать одну салфетку. Дома продолжит работу. Рукоделие ей нравится.

Мне кажется, умение вышивать в жизни понадобится. Вдруг никакой работы другой не будет. Можно делать красивые вещи, — высказывает свое мнение пятиклассница.

В соседней мастерской идут занятия по кулинарии. На предыдущем уроке здесь пекли вкусненькое — в кабинете все еще витает сливочно-ванильный аромат.

Сейчас девочки будут изучать особенности приготовления блюд из яиц. Но для начала нужно определить их свежесть.

Есть несколько способов, — рассказывает юным поварам учитель обслуживающего труда Инна Авласенко. Один из них — с помощью овоскопа. Этот прибор определяет качество яиц методом просвечивания. Но в быту используют другие способы.

Пятиклассница Саша проводит для нас мастер-класс. Уверенно берет яйцо и вот-вот стукнет по нему ребром вилки. Но каждый раз останавливается. Подружки подбадривают:

— Бей!

Саша зажмуривается и ударяет вилкой по яйцу.

Ой! — открывает глаза девочка.

Яичная масса с ладошки плавно перетекает в блюдечко. Оценить свежесть яйца по такому расплывшемуся пятну не получится.

Сделаем омлет! — находит выход учитель.

Конечно, в идеале эксперимент должен протекать по другому сценарию. Разбитое яйцо следует аккуратно выплеснуть на блюдечко, сохранив целостность желтка. Если он окажется в центре тарелки, продукт свежий. Такому яйцу не более 7 дней. Можно готовить глазунью. Если же желток в белковой массе причаливает к бортику посуды, яйцо подойдет для хорошо пропеченного омлета.

В ближайших планах ресурсного центра — кардинальное обновление кулинарной мастерской. Закупят новое оборудование, появится современная студия.

В ресурсном центре работает и школа юных мастеров Dremel. Ребята, начиная с первого класса, приходят сюда, чтобы научиться обрабатывать дерево, металл, стекло, керамику. Мастерская оборудована современными инструментами: электролобзиками, граверами и клеевыми пистолетами. В начале 2018 г. Владимир Рыболовлев, генеральный директор ИП «Роберт Бош» ООО, передал ресурсному центру СШ № 26 в безвозмездное пользование многофункциональное электрооборудование Dremel. Занимаются на нем не только школьники. В мастерской проходят семинары для учителей труда со всей страны.

Благодаря таким инструментам детские ручки творят чудеса — за одно занятие даже самый маленький ученик без усилия может изготовить декоративное изделие или украшение из различных материалов, смастерить модель корабля или самолета, выполнить гравирование зеркала или деревянной заготовки.

Здесь пахнет деревом. Каждый школьник — за своим рабочим местом, оборудованным портативным электролобзиком Dremel. Мальчишки сосредоточенно выпиливают заготовки будущих подставок для чашек. Учитель трудового обучения Василий Фурсевич внимательно следит за процессом, поочередно подходит к подопечным, чтобы скорректировать их работу. Хотя, по словам наставника, на таких приборах дети быстро учатся. Электролобзик справляется с древесиной с легкостью, благодаря ему деталь можно выпилить по любому контуру. При этом оборудование безопасно для детских пальчиков: установлены специальные ограничители.

Ребята приходят на занятие и на 45 минут забывают о гаджетах, — замечает В. Фурсевич. — Я в школе преподаю третий год. В профессию пришел по стопам отца — он тоже учитель технического труда. В работе с деревом есть особая романтика.

Внезапно среди парней за одним из станков замечаем мелькающий розовый бант. Его хозяйка — Света Морковская из 4 «Г». Она тоже выпиливает подставку. И делает это так же ловко, как и одноклассники-мальчишки. Пилка лобзика послушно скользит по контуру деревянной заготовки. Будущее изделие Света планирует сделать в форме капельки, а потом с помощью гравера нанести рисунок — сердечко. Проще простого!

Фото Тамары Хамицевич

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ