Отпуск, путешествия, биометрия: туристический сезон – 2015 глазами эксперта

Жесткая привязка к национальной валюте сбавила обороты турбизнеса.

По мнению экспертов, биометрические шенгенские визы также могут негативно сказаться на желании белорусов путешествовать по странам Евросоюза. Что сегодня происходит на белорусском рынке туристических услуг, корреспондент агентства «Минск-Новости» выясняла у директора Республиканского союза туристических организаций Валентина Цехмейстера.

– С какими проблемами сегодня сталкивается рынок туруслуг?

– При обсуждении этой темы мне всегда вспоминается фраза героя из фильма «Москва слезам не верит», когда на вопрос о положении в мире он ответил: «Стабильности нет». Для турбизнеса стабильность – основной параметр, необходимый для успешной, спокойной работы. В этом сезоне в условиях кризисных явлений, которые затронули многие страны, в том числе и Беларусь, очень тяжело планировать бизнес. Это очень болезненный вопрос. Мы добиваемся от Минторга ответа: чем руководствоваться туристическим организациям, которые рекламируют свой бизнес за рубежом? Согласно постановлению Нацбанка, все расчеты должны производиться в белорусских рублях. Ценник, соответственно, тоже выставляется в национальной валюте. О чем скажут иностранцам шестизначные суммы? Очень много тут вопросов. С 1 марта этого года на рынке туристических услуг притормозились процессы закупок туров и их бронирования. Но некоторые компании уже переориентировались и, предлагая услуги по курсу Нацбанка, стараются восполнить свои издержки по конвертации объемами продаж. Точно такие же издержки несет и потребитель. Человек в течение, например, года копил сбережения в валюте, а когда он приходит за покупкой путевки, ему говорят: надо обменять эти доллары или евро и еще доплатить. Издержки составляют 2–3 %. Человек при таких условиях нередко решает приобрести тур за рубежом и вывозит валюту из Беларуси. Сегодня ощущается определенная инертность: люди по привычке предпочитают хранить сбережения в иностранной валюте. К жесткому переходу на расчеты в белорусских рублях те же турфирмы отнеслись бы с бОльшим пониманием, если бы государство гарантировало постоянную возможность закупки валюты. У нас ведь уже были случаи, когда валюты на рынке попросту не было, а у турфирм ведь есть определенные обязательства и договоренности. Есть ответственность перед зарубежными партнерами. Экономическая нестабильность многократно увеличивает риски в туристическом бизнесе.

– Как, по вашему мнению, скажется введение шенгенской визы с биометрическими данными на работе туроператоров?

– Турбизнес к этой новости отнесся с настороженностью. Если раньше, чтобы оформить документы для выезда за границу всей семье, достаточно было приехать одному человеку, то теперь эта процедура значительно усложнится. Теперь приехать должны будут все, кто сбирается в путешествие. Это приведет к потере времени и к увеличению стоимости. Думаю, что некоторые туристы предпочтут вообще отказаться от поездки, чтобы избежать хлопот. Это снизит турпоток, особенно на первоначальном этапе введения биометрии. Понадобится время, чтобы белорусы привыкли к новым правилам. Сейчас весь мир обеспокоен терроризмом, и биометрические визы вводятся в том числе для безопасности туристов.

– Какие новые направления могут сегодня предложить турфирмы белорусским туристам?

– В силу устоявшихся привычек человек стремится к морю, горам, к тому, чего нет в Беларуси. Предпочтения прошлого сезона – Турция, Греция, Болгария, Черногория. До нынешних событий в Украине очень был востребован отдых в Крыму. И этот бюджетный вариант до сих пор не нашел полноценной замены. Сегодня много предложений по Италии и Испании. На фоне падения евро можно подобрать очень хороший вариант отдыха. Думаю, что в этом году Греция может перехватить значительный сегмент рынка туристических услуг у Болгарии и Турции. Набирают популярность чартеры в Марокко, Тунис, Иорданию. Несколько настораживает некоторая нестабильность в этих регионах, но тот же Египет не терял своей популярности во время революционных событий и был востребован и летом, и зимой. Вообще же предпочтения в плане отдыха зависят исключительно от любви человека к адреналину. Можно зайти на сайт МИДа и увидеть список стран, поездки в которые не рекомендуются и могут быть опасными, но турист сегодня может попасть в любую точку мира, а турфирма поможет составить программу его путешествия.

– Почему, на ваш взгляд, белорусские туристические организации нацелены в основном на выезд соотечественников в зарубежные турне?

– Сегодня на белорусском рынке работают более 1.200 туристических организаций. Но лишь 4 из них планомерно занимаются въездным туризмом. Что тогда делают остальные? В том же Китае, например, в период лицензирования турфирмам было поставлено условие: работать по формуле «1 к 10». То есть если в загранпутешествие отправили одного китайца, то надо организовать приезд 10 иностранцев. В Беларуси никогда не было таких четких требований. Рынок туруслуг и сегодня по сути бесконтрольный. По издержкам для операторов заниматься въездным туризмом накладно. Лишь некоторые могут себе это позволить, имеют соответствующий ресурс. Нет массового турпотока. Загрузка гостиниц 30–40 %. Минск может принять более миллиона путешественников, а в реальности получается 300.000. По сравнению с той же Ригой наши показатели очень скромные.

– Как лично вы планируете свой отпуск и где предпочитаете его проводить?

– Приходит время, когда понимаешь, что хочешь побыть в кругу близких, которых становится все меньше в этом мире. В моем возрасте это очень важно. Хочется посетить те места, с которыми связаны воспоминания: побыть среди тех, с кем вместе учился, по-студенчески посидеть за преферансом или на рыбалке с друзьями детства. Как пел Эдуард Хиль: все на свете города не объехать никогда. Я посещаю те места, которые мне особенно интересны. Побывал в Риме, в Париже… Рим по духу сравним с Прагой. И с Одессой. Конечно, это разные цивилизации, но у меня сложилось такое впечатление. Ну, а в Одессе люблю отдыхать традиционно. Там прошла моя юность. А вообще, думаю, что отдых – это состояние души. Важна перемена деятельности. Переключаешься с одного на другое – и уже отдыхаешь. Для меня это так.

Фото с сайта http://www.treklocations.com/

 

Еще новости по теме:

«В турбизнесе стабильность – это основной параметр для успешной спокойной работы»

Туристический потенциал Беларуси – более 20 млн туристов в год

Минспорта: запрет на расчеты в иностранной валюте за туристические услуги негативно сказался на отрасли

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ