«В турбизнесе стабильность – это основной параметр для успешной спокойной работы»

 Кому предъявлять претензии с требованием компенсации за неудачный отдых на курорте? Чего следует опасаться, путешествуя за границей на своем автомобиле? Может ли турист застраховаться на случай банкротства турфирмы?
На эти и другие вопросы во время онлайн-конференции в агентстве «Минск-Новости» ответил директор Республиканского союза туристических организаций Валентин Цехмейстер. Эксперт в области туристических услуг рассказал об основных проблемах, с которыми сегодня сталкиваются белорусские операторы.
 – При обсуждении этой темы мне всегда вспоминается фраза героя из фильма «Москва слезам не верит», который на вопрос о положении в мире ответил: стабильности нет. В турбизнесе стабильность – это основной параметр для успешной спокойной работы. В этом сезоне в условиях кризисных явлений, которые затронули многие страны, в том числе Беларусь, тяжело планировать бизнес. Это очень болезненный вопрос. Мы добиваемся от Минторга ответа: чем руководствоваться туристическим организациям, которые рекламируют свой бизнес за рубежом? Согласно постановлению Нацбанка, все расчеты должны производиться в белорусских рублях. С 1 марта этого года на рынке туристических услуг притормозились процессы закупок туров и их бронирования. Но некоторые туркомпании уже переориентировались и, предлагая услуги по курсу Нацбанка, стараются восполнить свои издержки по конвертации объемами продаж. К слову, точно такие же издержки несет и потребитель. Человек в течение, например, года копил сбережения в валюте, а когда пришел покупать путевку, услышал: надо обменять эти доллары или евро и еще доплатить. Издержки составляют 2–3 %. Человек нередко говорит: в таком случае я расплачусь за рубежом – и вывозит валюту из Беларуси. Сегодня ощущается определенная инертность: люди по привычке предпочитают хранить свои сбережения в иностранной валюте. К жесткому переходу на расчеты в белорусских рублях те же турфирмы отнеслись бы с бóльшим пониманием, если бы государство гарантировало постоянную возможность закупки валюты. У нас уже были случаи, когда валюты на рынке попросту не было, а у турфирм ведь есть определенные обязательства и договоренности, ответственность перед зарубежными партнерами. Экономическая нестабильность многократно увеличивает риски в туристическом бизнесе.
 

Самое читаемое

24 КОММЕНТАРИИ

  1. Здравствуйте, Валентин.
    Друзья предлагают бюджетный тур в Украину, говорят, что ничего опасного в том, что туда собираемся, нет. Скажите, на ваш взгляд, достаточно ли безопасно сегодня выбирать тур в Украину? И в какие места вы бы не советовали покупать тур из-за небезопасной обстановки?

    • На этом направлении нужно подходить со сдержанным оптимизмом. Часть компаний возобновляют туры с отдыхом в Одессе, некоторые работают с Симферополем. Сегодня самый реальный путь попадания в Крым – через Россию. Перелеты самолетом из Беларуси – это не рентабельно, они не будут востребованы.
      Я бы сказал, пока не строит строить планы бюджетного отдыха в Украине, если планировать их организацию с помощью белорусских туристических компаний. Если самостоятельно, то да. Как мне говорят друзья из Одессы, Симферополя – там все спокойно. Но в прошлом году были случаи, когда белорусские автобусы попадали под обстрел под Борисполем, когда у белорусских граждан изымали автомобили во время их путешествий. Пока лучше не рисковать.

  2. Стоит ли рассматривать вариант «горящие туры», планируя отпуск с детьми? И на что следует обратить внимание, выбирая «горящие предложения»?

    • Да, горящие туры в этом сезоне тоже будут востребованы. Исходя из экономической ситуации, наверняка будут свободные места, а туристическим компаниям не выгодно нести издержки. Поэтому они будут продавать свободные места даже по себестоимости. Но не стоит на них особо рассчитывать, планируя отдых с детьми. Потому что мест в самолете может оказаться меньше, чем вам нужно.
      Выбирая тур, в первую очередь, обратите внимание на авторитет туристической компании. Если ей десятки лет, это одно, если она новая, совершенно другое.

  3. Добрый день. Пользуются ли спросом у белорусов морские круизы? Посоветуйте, на что обратить внимание, выбирая такой вид отдыха?

    • Морские круизы приобретают все большую популярность с учетом появления больших предложений на отечественном рынке. Их предлагает ряд авторитетных туристических компаний.
      Обратите внимание на заключение договорных обязательств – стороны должны очень тщательно оговорить все моменты, чтоб потом не возникло недопонимания.

  4. Здравствуйте. Как туристу застраховаться в случае банкротства турфиры? В прошлом году мы помним, что было с российскими туроператорами, в белорусских я что-то тоже не верю

    • Оптимальный вариант, чтобы застраховать свое путешествие – это обращение в страховую компанию, которая застрахует ваши риски. К сожалению, на сегодня турист не часто пользуется такой страховкой, как страховка от невыезда. И когда турист попадает в эту ситуацию, он несет издержки. А если бы он застраховался, то ему бы вернули финансовые средства, затраченные на организацию данной поездки. Застраховаться можно практически от любых рисков.

      В отношении российских туроператоров следует сказать, что построение бизнеса в России несколько отличается от организации туризма в Беларуси. Поэтому на сегодня белорусские туркомпании сохранили достаточный авторитет, у нас неприятных случаев были единицы.

  5. Объясните мне, почему в Египет из Минска с детьми перелет стоит почти две тысячи у.е., а из Москвы без малого 900 у.е? Доколе на нас будут наживаться и плакать, что денег не хватает

    • В условиях рынка многое определяет конъюктура спроса и предложения, а она во многом зависит от конкуренции. У нас перевозки осуществляет национальный перевозчик «Белавиа», а в России работают множество авиакомпаний, которые в условиях жесткой конкуренции вынуждены учитывать эти моменты. Хотя в последнее время «Белавиа» тоже проводит политику снижения цен.

  6. Здравствуйте. Туроператоры просто посредники, которые забирают себе процент. Если договариваться напрямую с теми же отелями (через Интернет) и самостоятельно бронировать номер, то получиться гораздо дешевле. В чем риск такой самостоятельности? Или все же стоит попробовать?

    • Во все времена были, есть и будут профессионалы, которые занимаются организацией любого дела, и либо человек решает вопрос самостоятельно, и тогда все риски берет на себя. В условиях развития коммуникативных технологий многие приходят к желанию попробовать все самостоятельно.

  7. Собираюсь на своем автомобиле с друзьями покататься летом по некоторым странам Европы транзитом. Чего следует опасаться путешествуя на своем авто по «чужим» странам?

    • Прежде чем организовать свое путешествие, стоит тщательно изучить маршрут путешествия, а также информацию на сайтах МИДа, Минспорта о наиболее опасных инцидентах, произошедших в последнее время в той или иной стране. Проконсультироваться у знакомых, которые осуществляли такое путешествие, либо в клубе любителей автопутешествий в интернете. И уже руководствуясь этой информацией, составить свою программу.

  8. Правда ли что в тех отелях где есть менеджеры из Европы (особенно из Франции и Германии) порядка и организованности больше, чем в отелях с управленцами из местных?

    • На лицо фирмы влияет не то, откуда управленцы, а бренд, марка и опыт работы на рынке отельного бизнеса. Если отели относятся к цепочке «Шератон», «Мэрриот», «Кемпински» или других, сто оответственно, у них определен стандарт сервиса, и он не зависит от того, откуда их управленец – он уже «вышкален» исходя из требований стандартов данной цепочки отелей.

  9. 1. Какие цели ставил и чего достиг за последние несколько лет РСТО?
    2. Проводится ли какая-либо работа с потребителями туристского продукта в рамках РСТО?

    • РСТО был создан в 2002 году и состоял поначалу их 5-ти туристических организаций. На данный момент в организации состоят 40 авторитетных туристических организаций. Основные цели определены уставом организации. Это работа в нормативно-правовом поле по совершенствованию законодательства в туризме, содействие развитию туризма, пропаганде туристических аттракций Республики Беларусь, сотрудничество на международном уровне с общественными объединениями, масс-медиа и обратная связь с потребителями туристических услуг.
      Чего достигли. За данный период то, что мы имеем в нормативно-правовом поле – закон Республики Беларусь «О туризме» в различных его редакциях за эти годы, снятие налогового бремени на организацию туризма, снятие бюрократических процедур при осуществлении туров и путешествий, инициирование предложений в Правительство по развитию въездного туризма и ряд других мероприятий в отношении международной деятельности, заключение международных меморандумов и договоров о сотрудничестве с рядом стран Европы и СНГ, участие в мероприятиях Европарламента в Брюсселе в интересах развития туризма в Беларуси.
      На основании изложенного и проводится политика масс-медиа и обратная связь с потребителем туристского продукта. А участие РСТО в разработке законодательных актов, типового договора на оказание туристических услуг, правил оказания туристических услуг осуществляется РСТО именно в целях обеспечения потребителю высококачественной услуги и соблюдения требований по безопасности.

  10. Добрый день. Что в Минске и его окрестностях можно в первую очередь показать иностранцу (молодому человеку). К нам в гости по обмену приезжает из Чехии студент. Мирскими и Несвижскими замками, церквями чеха точно не удивишь. Буду благодарен, если поможете.

    • В первую очередь, необходимо узнать, что бы хотел увидеть турист в нашей стране, поинтересоваться его целями и планами, узнать, что он слышал о Беларуси и Минске. Исходя из его интересов и построить программу показа, изучив основные источники и возможности экскурсионного показа, которые хорошо обозначены на сайте Национального агентства по туризму. Или можно обратиться в ассоциацию экскурсоводов, возглавляемую известным в нашей стране человеком Николаем Арсеньевичем Черским.

  11. Совсем недавно была информация о белорусах, которые поехали на курорт с ребенком и малыш подхватил какой-то жуткий вирус. Оказалось, что в том отеле это не первый и далеко не единичный случай заболевания детей. Отпуск и отдых людей пошел насмарку. Скажите, туроператоры должны проводить мониторинг эпидемиологической ситуации? И кому предъявлять в подобных случаях претензии с требованием компенсации? Спасибо.

    • Обозначенный пострадавшими туристами случай, возможно, связан с тем моментом, что туристу была предоставлена на момент поездки не совсем полная и достоверная информация об обстановке в данном отеле. Конечно, туроператоры проводят мониторинг не только эпидемиологической ситуации, они полностью отвечают за качество и безопасность предоставляемой услуги. Иск, в первую очередь, стоит обратить к туристической компании, продавшей данный тур. В случае неудовлетворения полученным ответом обратиться в Общество защиты прав потребителей, управление о защите прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли, в Министерство спорта и туризма.

  12. Вы будете смеяться, но мой вопрос о туалетах. Почему вдоль магистралей нельзя сделать нормальные туалеты, соответствующие сан.нормам. Мой немецкий коллега был в шоке, когда первый раз ему сказали — иди в лес, там можно. А во второй раз он попал в туалет на заправке. Вернее не попал, его стало тошнить. Неужели нельзя заключить какие-то договора, чтобы это все убиралось. Или по Булгакову: и туалетах и в голове разруха?

    • Над этой ситуации смеяться мы не будем, вспоминается строка поэта «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно». В последнее время Министерством транспорта и коммуникаций по инициативе Министерства спорта и туризма обозначились определенные подвижки в этом направлении. Построены достаточно комфортные места для санитарных остановок путешествующих. К сожалению, приходится констатировать, что их еще недостаточно. Это вызывает улыбку у наших соотечественников, непонимание у иностранцев, которые руководствуются основным принципом экологического туризма, которое заключается в сохранении окружающей среды для потомков и не нанесении ей ущерба.

Комментарии закрыты