1200h90 2

Паломником по городу. Святыни минских храмов

Мы стоим в очередях к привозным дарам, мощам, иконам. А между тем в минских храмах достаточно ничуть не менее ценных святынь, всегда доступных для паломников. Сегодня побываем в Державном. 

Крыльцо – будто в княжеском тереме. Купол – словно с царьградской базилики. А над ним такие родные золоченые луковки. Сразу понятно: православие пришло к нам из Византии через Киевскую Русь.

На самом деле храм в Новинках носит имя иконы Божией Матери «Державная». Построен возле Свято-Елисаветинской женской обители как приходский. Ведь по церковным канонам в монастырских храмах не полагается венчать и крестить.

_MG_4947

Новый храм получился праздничным, с богатым внутренним убранством.

Узорчатый гранитный пол, резьба по дереву и камню, инкрустации, замысловатые орнаменты, красочные фрески и мозаичные полотна. Сочетание мозаики и живописи на церковных сводах – редкость, прием очень древний, использовался когда-то для украшения Софии Константинопольской и Софии Киевской.

 _MG_4853

_MG_4915

_MG_4941

_MG_4950

Окна Державного – из разноцветных витражных пластин. А на стенах – высокие, в полный рост, образы угодников Божиих, причем все (!) с частицами мощей.

_MG_4934

_MG_4936

Это очень удобно для паломников – святыни всегда доступны. В то же время не нужно беспокоиться об их сохранности. Не секрет, что настоятели многих приходов опасаются выставлять ларцы с реликвиями в свободный доступ, хранят в алтарях, чтобы их не повредили или, как случалось, не похитили.

Со святынями Державного храма, а их количество поразительно, нас знакомит руководитель монастырской паломнической службы сестра Светлана. Движемся по часовой стрелке.

У входа икона мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Рядом апостол Варфоломей, один из 12. Святители Димитрий Ростовский, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и Василий Великий. Преподобный Симеон Столпник. Дальше врачеватели-бессребреники Косма и Дамиан, священномученики Игнатий Богоносец и Климент Римский.

_MG_4921

_MG_4932

_MG_4933

_MG_4937

 

Слева от алтаря икона первоверховных апостолов Петра и Павла, справа – апостола Андрея Первозванного, который проповедовал веру Христову на землях будущей Киевской Руси и, возможно, дошел даже до Валаама. Частицы мощей апостолов – в мраморных раках у подножия икон.

– В алтарной апсиде – образ Богородицы «Оранта», по-русски «Нерушимая стена», – поясняет Светлана.

IMG_4871

– Высота фигуры 7,5 м, но сферическая форма свода скрадывает размер изображения. Если медленно двигаться от входа к алтарю, лик Божией Матери оживает, сама это испытала. По сравнению с византийскими образами, у которых строгие лики и глаза, наша «Оранта» – ласковая.

Чтобы сложить этот и другие образы в мозаике, требовались опытные мастера, но найти их оказалось непросто. В основном, полагались на книги, древние образцы и усердие молодежи, трудившейся над украшением храма. Консультировались со специалистами по клеевым составам, чтобы узнать, как мозаичная масса будет держаться на сводах и в куполе.

_MG_4943

_MG_4945

_MG_4952

Долго искали золотую смальту. Обнаружили немного в Киеве и Новгороде, где она еще с советских времен хранилась в старых запасниках. Привезли в Минск. Но этого не хватало, а новая смальта была очень дорогой. Начали искать способ, как изготовить ее самим. Экспериментировали с ингредиентами. В итоге золотую смальту стали выпекать в монастыре.

Двигаемся от алтаря вдоль южной стены. Здесь мученики Киприан и Иустиния. Защитники Отечества Александр Невский и Федор Ушаков. Алексей человек Божий, московский юродивый. Святитель Феофан Затворник. Евангелист Марк. Рядом икона Минодоры, Митродоры и Нимфодоры, сестер-мучениц, потерпевших за Христа во II веке.

_MG_4939

IMG_4910

IMG_4912

– А вот Николай Чудотворец. Батюшка (настоятель Державного храма и духовник монастыря протоиерей Андрей Лемешонок – Прим. авт.) называет его главным спонсором монастыря, – улыбается Светлана. – Ежедневно сестры читают ему акафист.

_MG_4947

Икона поморская, старинного письма, из Архангельской губернии. Еще один образ угодника с частицами его мощей – в монастырском Никольском храме.

Направляемся в притвор. По словам нашего гида, здесь снимали первую часть фильма «Притчи». А сейчас тут заканчивается панихида, и можно продолжить экскурсию.

 _MG_4881

IMG_4877

– В притворе размещен образ Иоанна Предтечи. Частицу его мощей привез епископ Лука Цетинский, большой друг нашей обители, уже покойный. Напомню, в Цетинском монастыре, в Черногории, хранится десница Предтечи, – поясняет Светлана. – Рядом мученица Наталия, покровительница семейного очага. Целитель Пантелеимон, его мощи передали из русского Пантелеимонова монастыря, что на горе Афон. Великомученик Димитрий Солунский. Завершает ряд преподобная Мария Египетская – в икону вкраплена не частица мощей, поскольку они до сих пор не обретены, а святынька с места ее упокоения, из Иорданской пустыни.

Справа, на южной стене, 8 икон.

 _MG_4954

_MG_4955

Равноапостольная Мария Магдалина; основатель монашества Антоний Великий; святитель Мартин Турский, особо почитаемый во Франции, где он основал огромный монастырь почти с тысячей монахов; апостол Иаков Зеведеев, брат Господень; первомученик Стефан; святитель Амвросий Медиоланский – до сих пор в Церкви звучат, написанные им песнопения; великомученик Федор Тирон; великомученица Варвара.

– Обязательно ведем к ней паломников перед дальней дорогой, – рассказывает Светлана. – Так поступила Евфросиния Полоцкая: сначала – в Киев к мощам Варвары с молитвой, чтобы не умереть внезапно без исповеди и причастия, а уж потом – в Иерусалим.

В крипте Державного – крестильная церковь. Она оформлена в духе раннехристианских катакомбных храмов, с вырезанной из камня большой купелью для погружения взрослых. А для малышей ставят маленькую переносную. В день нашего паломничества здесь крестили младенца Владислава.

_MG_4970

_MG_4977

_MG_4978

_MG_4987

 

Был случай

Руководитель паломнической службы монастыря сестра Светлана рассказала нам две связанные со святыми истории. Первая:

– Мама с двумя мальчиками попросила отвести к мощам апостола Андрея Первозванного. Я показала раку. Женщина говорит: «Дети, становитесь на колени, просите». Все трое плакали. «У вас какая-то проблема?» – спрашиваю. «Мужа зовут Андрей. Ему поставили диагноз: неоперабельный рак в последней стадии. Жить осталось максимум месяц. У нас чудесная семья, все есть, сами заработали. А тут такое… Ваши сестры подсказали: читайте акафист «Всецарице» и поезжайте к мощам апостола Андрея. Вот мы и приехали».

Прошло полгода, веду экскурсию по территории монастыря, навстречу семья: мама, папа, дети. Улыбаются: «Узнаете? Вот мой муж. Ему сделали операцию. Очень удачно, есть шанс на выздоровление. Теперь поедет на реабилитацию. Но прежде мы пришли поблагодарить Богородицу и апостола Андрея».

История вторая.

– Приезжала к нам Татьяна Доронина.

Доронина 1

Она не очень-то была расположена к экскурсии: «Чем вы можете меня удивить?! Иконы, написанные позже XVI века, вообще не признаю». Думаю, как же утешить знаменитую актрису? У нее в то время были большие проблемы, – рассказывает Светлана. – Очень я люблю святителя Иоанна Шанхайского, называю его самым оптимистичным святым. Постоишь у его иконы – и плохое настроение куда-то улетучивается. Удивительно он улыбается с этого образа. Предлагаю: «Татьяна Васильевна, пойдемте к иконе Иоанна Шанхайского. Он такой чудотворец, и его так любили дети! Всегда носил для них в кармане горсть конфет». Подходим. Смотрю на образ, а там сверху точит хвостик конфеты, представляете… Говорю: «Чудотворец и вам приготовил сюрприз. Протяните руку»… Такое не сыграешь! Усталая пожилая женщина – вдруг плечи расправляются, и лицо озаряет удивительная доронинская улыбка: «Это мне?!» А после экскурсии зашла в иконописную со словами: «Дорогие мои, как вам удается писать такие иконы?! В них – свет!»

Святые нас слышат. И утешают, – заключила Светлана.

Наша справка

Державный храм освящен в октябре 2008 года Митрополитом Филаретом и Патриархом Алексием II, вмещает 900 человек.

По будням, когда нет служб, храм открыт с 10.00 до 17.00. Адрес: ул. Выготского, 6.

Проезд: автобусами маршрутов № 18, 26, 68, 105 до остановки «Новинки».

Богослужения в Державном бывают по субботам, воскресеньям и церковным праздникам. По вторникам в 18.30 беседы для прихожан. Приходить могут все желающие.

В паломнической службе можно заказать экскурсию по монастырю, ее продолжительность 1-1,5 ч. Телефоны: (017) 289-88-06, (044) 727-80-34.

Возле храма ежедневно, кроме субботы, открыто кафе, где подают блюда монастырской кухни, отличную сдобу.

А еще тут есть медовая лавка и продовольственный магазин, где торгуют продукцией с монастырского подворья, хлебом собственной выпечки, и где стоят такие забавные бычки.

_MG_4999

 

Фото Тамары Хамицевич

 

Еще статьи рубрики «Паломником по городу»

В Минске немало святынь, всегда доступных для поклонения 

 

 

 

 

 

 

 

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Известны победители женского и мужского чемпионата страны по индорхоккею

Заключительные матчи чемпионата страны по индорхоккею прошли во Дворце спорта в Минске 8 февраля, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

000028 1738936579 694423 big

Фото носит иллюстративный характер

Женский турнир стартовал в декабре-2024. До этапа плей-офф команды провели три тура. Лидером стал «Минск», не проигравший ни одного поединка. В полуфинале, который проходил во Дворце спорта, соперницами столичного клуба стали игроки гродненского «Ритма». Встреча получилась сверхнапряженной: четыре периода победителя не выявили — 4:4. В серии послематчевых буллитов чаша весов качнулась в сторону коллектива из Гродно.

В матчах за третье место (серия до двух побед одной команды) минчанки играли с неудачником другого полуфинала — «Викторией» из Смолевичей. В первом матче была ничья (2:2) и вновь серия буллитов, которая завершилась неудачей для столичной команды. Во второй игре «Виктория» создала преимущество в два мяча (2:0). В третьем периоде тренерский штаб «Минска» заменил вратаря полевым игроком. У подопечных Дмитрия Жуковского было немало моментов, чтобы отличиться 2-3 раза. Но мяч упорно не шел в ворота. Коллектив проиграл и занял четвертое место. Победителем впервые в истории женского чемпионата страны по индорхоккею стал «Текстильщик» из Барановичей, одолевший «Ритм».

— Во время регулярного чемпионата все шло по плану. Но поражение в полуфинале от «Ритма» стало для нас холодным душем. Девочки рассчитывали, что легко пробьются в финал. Увы… Основная причина неудачи — слабая реализация своих моментов. То же самое можно сказать и про матчи за третье место. Плюс после поражения от гродненской команды тяжело было настроить подопечных на матчи против «Виктории». Но и в них были шансы выиграть. Для нас такой результат должен стать уроком. Помимо техники нужно усиливать психологический аспект. Надо верить в себя, партнеров, тренерскую установку, — отметил Д. Жуковский.

По его словам, у команды сейчас отпуск на несколько недель. Тренировки возобновятся в марте — игроки будут готовиться ко второй части чемпионата по хоккею на траве.

В мужском чемпионате «Минск» также выдал впечатляющую серию побед, которая позволила занять первое место. Однако в полуфинале фавориту дала бой молодежная команда «Минска». Старшие не без труда выиграли — 6:4. В финале столичный клуб сошелся с извечным соперником — брестским «Строителем». Для выявления сильнейшего пришлось провести максимальное количество игр (3). Первая из них завершилась в пользу «Минска» (5:3), во второй в серии буллитов оказались сильнее хоккеисты с берегов Буга. В решающем противостоянии столичный клуб отработал максимально эффективно (4:2). Это 11-я победа коллектива в чемпионате.

Наставник победителей Сергей Дроздов заметил, что интриги турниру добавила команда «Жетысу» из Казахстана. Гости показали хороший уровень. Есть договоренности, что в следующем сезоне выступит сильный российский клуб «Динамо» из Екатеринбурга.

— Финальная серия получилась интересной для зрителей и нервной для тренеров. Во втором матче чуть-чуть не дотерпели, чтобы сохранить победный счет 6:5. Но похвалю и «Строитель», который выдал классный хоккей. Они выбрали персональную опеку наших игроков, и план сработал. Наши атаки развивались не так быстро, как мы хотели. А еще у брестчан проблема с арендой зала в родном городе. Негде им играть. Если бы не это, явно подготовились бы к турниру на порядок лучше, — заявил С. Дроздов.

Фото БЕЛТА

Заставил актера сменить фамилию. Как Роговой снимал картину «Баламут» по сценарию Бодрова-старшего

Перед тем как утвердить актера на главную роль в фильме «Баламут», режиссер заставил его сменить фамилию не только в титрах, но и в паспорте. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

scale 1200 1 1

О чем кино

Пётр Горохов из деревни Дядьково приезжает в Москву поступать в престижный экономический вуз. Ему это удается волей случая. Во время общения со сверстниками он попадает в комические и поучительные ситуации, постигает жизнь и влюбляется в студентку из Кубы. Но из-за неуживчивого характера и постоянных попыток добиться истины, которая порой никому не нужна, получает прозвище Баламут.

Поверил в успех

В 1974 году Сергей Бодров поступил на сценарный факультет ВГИКа, а по окончании вуза, в 1978-м, принес свою первую сценарную заявку «Студенты и студентки» на Киностудию имени Горького. Он вложил в нее личные впечатления, так как приехал в Москву из провинции. Предложение приглянулось главному редактору, и тот дал добро на написание сценария. И даже подключил к работе будущего режиссера фильма Владимира Рогового, человека с интересной судьбой. Пройдя фронт, в 1946 году он пришел на экономический факультет ВГИКа и в 1950–1960-е занимал должность директора картин на московских киностудиях. Однако все больше понимал: его призвание — режиссура. Но в Белокаменной без профильного образования ему не давали снять ленту самостоятельно. Позволили только выступить в качестве второго постановщика, а это скорее организатор производства, нежели творческая единица. В 1966-м он отправился в Минск, начал работать на «Беларусьфильме», где мечта сбылась. В нашей республике ему поверили и дали возможность сделать собственную ленту — «Годен к нестроевой». Получилась обаятельная картина! Вернувшись в Москву, Роговой узнал: дирекция Киностудии имени Горького высоко оценила его белорусскую ленту и приняла решение доверить съемки фильма «Офицеры» с Василием Лановым и Георгием Юматовым в главных ролях.

Готовая картина сразу поставила Владимира Абрамовича в один ряд с советскими киноклассиками.

Постановщик любил эксперименты, пробовал себя в разных жанрах и давно искал сценарий студенческой комедии. Так они и познакомились с Бодровым. В написанном материале режиссера устраивало далеко не все. Он кое-что исправил и предложил ввести в ленту музыкальные номера с незатейливыми студенческими песнями. Сергей сопротивлялся, пока не понял: Роговой не собирается менять жанр, а просто хочет задать интонацию повествованию.

Забавно, что, когда сценарий был готов, никто на студии не верил в успех картины. Написанное считали легковесным, ординарным. В. Роговой же обладал особым чутьем на предстоящий успех. Он единственный считал, что фильм «выстрелит». Режиссер даже ориентировочно предсказал, сколько зрителей посмотрит ленту в кинотеатрах за первый год.

h280 38949900 1

Без долгих поисков

Поскольку основные персонажи в фильме — это студенты, постановщик отправился на актерский факультет ВГИКа. Выбрал третий курс, руководителем которого была Татьяна Лиознова, режиссер картины «Семнадцать мгновений весны». Переговорил с ней. Дал студентам ознакомиться со сценарием. На следующем занятии они раскритиковали литературную основу, назвали ее несмешной и плоской. Роговой внимательно выслушал. Записал в блокнот отдельные мнения. А потом стал рассказывать, как он видит готовую ленту. Его повествование увлекло молодых людей, после чего он пригласил всех на пробы.

Главную роль Владимир решил доверить Вадиму Фейгельману. Худсовет возражал. Во-первых, он коренной москвич и совсем не похож на деревенского парня. Во-вторых, когда в титрах увидят его фамилию, тем более не поверят, что герой из русской глубинки. Режиссер сопротивлялся. Он настоял на том, чтобы юноша сменил фамилию на «Андреев». Вадим так и сделал. Что примечательно, актер снимается под ней по сей день. В итоге его и почти всех сокурсников утвердили на роли экранных одногруппников.

Преподавателя английского языка сыграла Евгения Симонова, а преподавателя высшей математики — мастер эпизода Эммануил Геллер.

Известным артистам достались роли селян. В них перевоплотились Роман Филиппов, Юрий Чернов, Виктор Шульгин. Иностранную студентку сыграла кубинка Норис Поластре. Больше она в кино не снималась.

airbrush image enhancer

Пять рублей за название

Сцены в аудиториях и коридорах вуза снимали в Московском институте управления. Несколько эпизодов — на ст. м. «Ждановская» (ныне «Выхино»). Сцены в деревне и загородные прогулки запечатлели в Домодедовском районе Московской области.

Вадиму Андрееву больше всех доставалось от режиссера. Роговой за словом в карман не лез, мог обозвать бездарью. Но потом по секрету ему признался: специально костерил, чтобы у студента при вхождении в кадр глаза горели! Фильм снимало творческое объединение студии, которым руководила Лиознова. Она по долгу службы отсматривала материал и тоже не давала Андрееву спуска. Актер признавался, что халатно относился к просьбам постановщика. Обещал похудеть, но не вышло. Также должен был научиться ездить верхом. Однако всякий раз, приходя на конюшню, заставал тренера в подпитии и в поисках собутыльника.

В ленте есть комедийная сцена, в которой герой Вадима Юрьевича до плеч погружается в прорубь после бани.

В это время к нему подходит бывшая одноклассница и не дает выйти, болтая без умолку. В прорубь опустили бочку с горячей водой. Андреев погрузился. А девушка из-за образовавшейся наледи всякий раз падала и не могла приблизиться к нему в кадре. На морозе вода быстро остыла. В бочке пришлось находиться более часа. После съемок артист еле пришел в себя.

На заключительном этапе название «Студенты и студентки» показалось постановщику неуместным. В группе он объявил конкурс: 5 рублей тому, кто придумает новое. Выиграл один из осветителей!

Фильм имел успех. За 1979 год его посмотрели свыше 40 млн человек, как и предсказывал Роговой.

Еще материалы рубрики:

Опасность, дедукция, интрига. Что ждать от новых сезонов сериалов «Первый отдел» и «Шеф»

Романы на съемочной площадке, разводы знаменитостей. Как работали над фильмом «Июльский дождь»

Почему Эльдар Рязанов бросал стулья в юных артистов, снимая фильм «Дорогая Елена Сергеевна»

Снять запрет на показ фильма «Комиссар» Александра Аскольдова помог Роберт Де Ниро

Где снимали фильм «Начальник Чукотки», и почему картину пришлось защищать от нападок и закрытия