ПАЛОМНИКОМ ПО ГОРОДУ. Церковь Воскресения Христова

Перед Пасхой логично посетить пасхальный храм. Сегодня отправляемся в церковь Воскресения Христова, что в Зеленом Луге, и беседуем с настоятелем протоиереем Георгием Арбузовым.

Адрес: улица Гамарника, 29.

Как доехать: троллейбусами № 34, 46, 53; автобусами № 24, 87.

Остановка «Зеленый Луг — 3».

Храм стоит на высоком месте, виден издалека, даже с берегов Цнянского водохранилища. Пять куполов символизируют Христа и 4 евангелистов. Любопытно, что даже количество золоченых шариков на растяжках главного креста не случайно — их 12, по числу апостолов.

IMG_0830 copy

Внутри храм такой же светлый и радостный, как и снаружи. На то он и пасхальный. Белые стены, высокие окна, легкая прозрачная роспись. В алтарной апсиде — традиционная Тайная вечеря, верхнюю часть полусферы занимает образ Богородицы «Знамение». На колоннах, по-церковному столпах, — изображения отечественных святых: праведной Софии Слуцкой, преподобной Евфросинии Полоцкой, святителя Афанасия Брестского, блаженной Валентины Минской, праведного Иоанна Кормянского. Расписывали храм минские художники Виктор и Алексей Довнары, отец и сын.

В числе святынь — икона с мощами преподобных Оптинских старцев. Она помещена на аналое слева от алтаря. Рядом на левом столпе — образ небесного покровителя прихода Иоанна Кормянского с частицей мощей белорусского чудотворца, чье имя носит криптовый придел. Иконы Богородицы: Минская, Эфесская, «Всецарица».

Когда-то в Минске существовала деревянная Воскресенская церковь. Известно, что в конце XVI в. при ней действовало православное братство, содержавшее «шпиталь», где окормлялись два десятка больных и немощных. Сведения об этом историки нашли в «Собрании древних грамот и актов Минской губернии», изданном в 1848 г. В XVII столетии церковь разделила участь большинства православных храмов города — ее отдали униатам (упомянута как униатская в инвентарной описи за 1681 г.). А когда обветшала, выстроили в 1786 г. новую, также освятив в честь Воскресения Господня. В 1839 г. прихожане вместе с тогдашним настоятелем протоиереем Ксаверием Шишко возвратились в лоно православия. Поскольку Воскресенский храм стоял неподалеку от Екатерининского и к тому же находился в плачевном состоянии, было решено соединить два прихода в один. В результате Екатерининская церковь получила статус городского собора (ныне Свято-Петро-Павловский собор). Настоятелем в 1844-м назначили протоиерея Ксаверия Шишко, прекрасного проповедника, магистра богословия, всеми уважаемого пастыря. А Воскресенскую церковь в 1856 году разобрали и перевезли в Крупцы, где из ее материала построили храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Новейшую историю приход ведет с 1994 г. — даты регистрации. Службы начали на Вербное воскресенье 1997-го в армейской палатке, потом соорудили временную дощатую церковку. А осенью следующего года сам Патриарх Алексий II освятил закладной камень для строительства главного храма. Первую сваю под фундамент забили 27 января 1999-го. В августе 2003 г. подняли главный купол. А через месяц, на праздник Воздвижения Креста Господня на куполе установили золоченый крест, который также освящал (19 мая 2002-го) Алексий II. Весной 2004-го в Вербное воскресенье засияли кресты над остальными куполами. Четыре года понадобилось для внешней и внутренней отделки. Было бы больше денег — справились бы быстрей. Но богатые спонсоры не объявлялись, храм возводился на народные пожертвования. Жители Зеленого Луга очень ждали открытия церкви, следили за стройкой, собирали деньги на купола, помогали с уборкой. Не чужими здесь были и корреспонденты нашей газеты: делали репортажи, встречались с тогдашним настоятелем священником Владимиром Стукачом, поднимались на крыши соседних домов, чтобы сделать фото с верхней точки. И даже прикладывались к кресту, который позже увенчал храм, — не всякий может этим похвалиться. И вот свершилось: 4 мая 2008-го на престольный праздник Митрополит Филарет отслужил здесь первую Божественную литургию и освятил церковь.

_MG_0796 copy

— Отец Георгий, на какие богослужения, помимо традиционных для суточного и недельного круга, может прийти паломник?

— На протяжении 20 лет по субботам после литургии, примерно в 10.30, совершается молебен с акафистом святому праведному Иоанну Кормянскому перед его иконой с мощами. Так было заведено прежним настоятелем отцом Владимиром Стукачом, и традиция сохраняется. Ну и конечно, в дни памяти святого — 31 мая и 9 сентября — наши храмовые праздники. Служатся Всенощное бдение, литургия, молебен с водосвятием.

— Престольный праздник храма Воскресения Христова отмечается ведь не в день Воскресения Христова…

— Нет конечно. По древней традиции на Руси считалось: храм Воскресения Христова может быть только один — в святом граде Иерусалиме. Все остальные Воскресенские церкви освящались в память обновления того храма 13 сентября (26-го по новому стилю) 335 года. То есть в сентябре пели Пасху, праздновали престольное торжество. Сейчас по благословению, преподанному Владыкой Филаретом, Воскресенскому храму предписано совершать престольное празднование в день Антипасхи (следующее за Пасхой воскресенье, в нынешнем году выпадает на 8 мая. — Прим. авт.). То есть в непосредственной близости к «празднику праздников, торжеству торжеств» — Светлому Христову Воскресению. Благодарение Богу и радость для нас!

— В пасхальные дни мы приветствуем друг друга: «Христос воскресе!» Читатель спрашивает, если он иноверец или вовсе атеист, должен ли отвечать «Воистину воскресе»?

— Мы, будучи христианами, спешим поделиться своей радостью и потому говорим всем в пасхальный период, который длится 40 дней: «Христос воскресе»! Это ведь не просто приветствие, не просто «здравствуйте», не только благопожелание. Это свидетельство того, что Божия любовь осуществилась здесь на земле для простых людей, коими являемся мы с вами. С другой стороны, если человек не христианин или атеист, он всегда может найти какую-то форму благодарности за наше приветствие, ответить взаимностью. Не озлобляться, не демонстрировать нетерпимость или неприятие. Христос говорит: «Если возможно, мир имейте со всеми». К каждому сердцу это обращено. Даже если вы неверующий или инославный, поблагодарите своими словами того, кто вас приветствует. Ведь когда кто-то делится радостью, он заслуживает, чтобы ему ответили тем же.

— А можно ли, точно зная, что собеседник инославный, обратиться к нему с пасхальным приветствием?

— Конечно. Мы свидетельствуем о том, что Христос воскрес ради всех людей! Ведь и апостолы стремились поделиться радостью веры как благодатным сокровищем.

IMG_0709 copy

Фото Тамары Хамицевич

Другие материалы рубрики:

 ПАЛОМНИКОМ ПО ГОРОДУ. Храм Андрея Первозванного

ПАЛОМНИКОМ ПО ГОРОДУ. Костел Пресвятой Троицы (Святого Роха) на Золотой Горке

ПАЛОМНИКОМ ПО ГОРОДУ. Александро-Невская церковь

ПАЛОМНИКОМ ПО ГОРОДУ. Храм Николая Чудотворца в Соколе

ПАЛОМНИКОМ ПО ГОРОДУ. Храм Минской духовной академии

Самое читаемое

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Несправедливо с отцом Владимиром поступили. Бог все видит.

Комментарии закрыты