Памяти Мая Данцига

Светлана Шидловская
Автор материала:
Светлана
Шидловская

Ушел из жизни Май Данциг, народный художник Беларуси. Он не дожил до своего 87-летия всего месяц.

Ушел живописец, который воспел Минск и картины которого стали визитными карточками белорусской столицы. Никто другой из белорусских художников не сумел, как Май Данциг, показать наш город с самых разных, порой неожиданных ракурсов, его седину и молодость, его ритмы и краски, его многогранную жизнь. Он не просто писал Минск. Он им дышал, любовался. Он говорил своими картинами о Минске возвышенно, сердечно, искренне. Исходил Минск с этюдником вдоль и поперек, нашел свой угол зрения и свою манеру подачи — город в движении.

Май Вольфович — коренной минчанин. Родился в Минске 27 апреля 1930 года. Его отец, педагог, был большим поклонником искусства и сам неплохо рисовал, но сына отдал в музыкальную школу, и три года Май учился играть на скрипке. А потом началась война… Данциги эвакуировались из Минска буквально за несколько часов до вторжения в город фашистов, им удалось уехать одним из последних поездов. Все невзгоды и лишения, которые претерпел юный Май во время военных скитаний, только укрепили в нем жажду жизни. Он навсегда остался оптимистом. Возвращение домой воспринял как счастье… После Минского художественного училища, где его педагогом был выдающийся живописец Виталий Цвирко, Май Данциг учился в Москве, в институте имени В.И. Сурикова, защитил диплом на отлично. Всю оставшуюся жизнь трудился в Белорусском государственном театрально-художественном институте — позднее Академии искусств, заведовал кафедрой, обучал живописи молодежь.

Осенью прошлого года мы говорили с ним о полотне 1972 года под названием «Мой город древний, молодой». Эта картина Мая Данцига включена в список 50 шедевров Национального художественного музея Республики Беларусь.

У картины «Мой город древний, молодой» три доминанты. Первая — храм искусства, оперный театр.

— Я писал его таким, каким задумал автор — Иосиф Лангбард и каким я запомнил театр еще в довоенный период, — сказал Май Вольфович.

Вторая доминанта — Святодухов кафедральный собор. Ключевое слово — «дух».

Третья — символ новых технологий, высотка из стекла и бетона, институт «Белпромпроект».

— Как я все это увидел? Нет, на дирижабле не летал и на вертолете тоже. Просто залез на крышу строящегося института, — Май Данциг рассказывает историю своего пейзажа. — Видите слева самосвалы на площади 8 Марта? Теперь такой площади нет. А была колыбель Минска, Всеслав Чародей здесь заложил крепость. На Немиге время и память сплелись в тугой узел, поэтому у меня на холсте все так энергично, экспрессивно. До войны я жил на улице Мясникова. Что я вам скажу… Немига, Обувная, Мясникова — они стали местом, где обитала моя душа. Как художник я позволил себе вольность и вписал в правый угол «холодную синагогу», которая стояла на Немиге с XVI века. Ее снесли в середине 1960-х, а я взял и восстановил в правах.

Конечно, Май Данциг кроме минской работал и на другие темы. У него есть великолепные портреты писателей Алеся Адамовича и Василя Быкова, скульптора Анатолия Аникейчика, актера Виктора Авилова… Пронзительно и щемяще Данциг писал о войне. Монументальное полотно «И помнит мир спасенный…» стало хрестоматийным.

Он навсегда останется в нашей памяти Минчанином с большой буквы. Настоящим горожанином. И великим художником…

Самое читаемое

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Добавьте, пожалуйста, в текст гиперссылку на то интервью с Маем Данцигом, очень хочется перечитать- переглядеть

Комментарии закрыты