Памятник царю и композиция «Мирный атом». Как в Минске менялась мода на монументальное искусство

Сфотографироваться на фоне памятника царю, рядом с бюстом автора «Капитала», попозировать возле знаменитой девушки с веслом. Как в Минске менялась мода на монументальное искусство, выяснил корреспондент агентства «Минск-Новости».

От благодарных минчан

В начале прошлого века в городе произошло эпохальное событие. В сквере на Соборной площади (ныне пл. Свободы) в январе 1901 г. торжественно открыли памятник царю Александру II. Это первый скульптурный памятник, установленный в столице. Бронзовый бюст стоял на черном гранитном постаменте. Его украшала надпись: «Императору Александру II. Благодарные граждане города Минска. 1900 год». Возвели его на деньги, собранные горожанами. Царь-освободитель в то время был популярной исторической личностью. В память об избавлении императора Александра II от опасности (покушения в 1866 г.) в сквере в самом центре города установили каменную часовню святого благоверного князя Александра Невского. Поэтому и сквер получил название Александровский. На Военном кладбище возвели Александро-Невскую церковь в память о жертвах русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Именно эта война принесла российскому императору славу освободителя Болгарии.

Памятник царю в дореволюционном Минске — популярный фон для фотографий. Известны десятки его снимков с разных ракурсов. Да и место вокруг него славилось своим благоустройством. В темное время скульптуру освещали два электрических фонаря. За порядком на площади и у памятника следил полицейский.

Исчез бронзовый император из Минска в 1915 г. Шла Первая мировая война, фронт приближался к городу, и существовала угроза его захвата. Скульптуру вывезли, чтобы ценный металл не достался врагу.

Напоминал о нем лишь одиноко стоящий пустой гранитный постамент, у которого отдельная история. После Октябрьской революции на нем красовались гипсовый красноармеец и стела в честь Минского Совета. 10 июня 1922 г. с размахом отпраздновали 20-летие гибели виленского сапожника-революционера Гирша Леккерта. В столице горисполком постановил в его честь переименовать рабочую окраину Ляховку (ныне район ул. Октябрьской), обосновав тем, что она «заселена рабочими-кожевенниками». 11 июня 1922 г. состоялось торжественное открытие памятника. На постаменте появилась памятная табличка в честь Леккерта. В те годы его фамилия писалась по-разному. Например, на табличке — Лекерт, а в газете «Звезда» — Леккерт. Планировалось, что в скором времени установят бюст. Однако ждать пришлось следующей круглой даты.

В апреле 1927-го запланировали с размахом отметить 25-летие гибели революционера-сапожника. Шествие, парад, митинг и торжественное открытие памятника. Ничего этого не случилось. Вмешался несчастный случай. 7 июня в результате аварии дрезины в районе железнодорожной станции Масюковщина погибли заместитель председателя ГПУ БССР, начальник Белорусского отделения Главного таможенного управления СССР Иосиф Опанский и его личный водитель Николай Голубев. В этот же день в Варшаве застрелили советского дипломата, полномочного представителя СССР Петра Войкова. Не успели отзвучать траурные речи над могилой Опанского на Военном кладбище, как они зазвучали на столичном вокзале. В ночь с 10 на 11 июня там состоялся митинг-реквием перед поездом, везшим тело Войкова в Москву. Бюст Леккерта тихонько установили на постамент, где он и простоял почти 10 лет. В 1936 г. вместо него соорудили фонтан.

Сам же царский постамент послужил основанием для послевоенного памятника белорусскому Песняру Янке Купале. Теперь он в Вязынке, куда его перенесли из столицы в 1972-м.

Теория и практика

Карл Маркс при жизни был, как говорится, хорошо известен в узких кругах. Жил фактически в нищете вдали от родины. Умер в Лондоне в 1883 г. На его похоронах присутствовало около десятка единомышленников. Всемирная известность пришла к нему после того, как его соратник Фридрих Энгельс издал все тома «Капитала».

В Советском Союзе к фигурам Маркса и Энгельса было особое внимание. Их называли теоретиками, идеологами коммунизма. По всей огромной стране прокатилась волна переименований улиц и производств в их честь. В Минске ул. К. Маркса и Ф. Энгельса появились в 1922-м. В 5-ю годовщину Великого Октября на их пересечении состоялось торжественное открытие памятника «основоположнику научного коммунизма, учителю и вождю международного пролетариата». С высокого постамента на улицу имени своего друга взирал Карл Маркс. Фотограф запечатлел этот момент с разных ракурсов.

Монумент простоял в столице почти 10 лет. Иногда в печати проскальзывает слух о том, что его снесли немцы после оккупации столицы БССР. В советских справочниках о нем есть лишь краткие упоминания с пояснением «не сохранился». История памятника куда прозаичнее. Осенью 1929 г. в Минске торжественно пустили новый вид общественного транспорта — трамвай. Было решено проложить рельсы от ул. Советской (ныне пр. Независимости) по ул. Энгельса, Ульяновской и Октябрьской в рабочую Ляховку. Для этого памятник Марксу и убрали с перекрестка, да так никуда и не переставили.

Новый памятник Карлу Марксу установили на улице его имени в 1980 г. Тогда парадный вход в здание ЦК КПБ (ныне Администрация Президента) украсили бюстами Маркса и Ленина. Простояли они до 1992-го. Сегодня увидеть их можно в мемориальном музее-мастерской Заира Азгура.

Они повсюду

В Советском Союзе огромное внимание уделяли монументальному искусству. Оно служило формой пропаганды, просвещения. Возле мест притяжения детворы (у школ, детского кинотеатра, дворца пионеров и т. д.) устанавливали статуи пионеров. Подрастающее поколение должно осознавать, что быть верным заветам Ильича и носить красный галстук почетно. Появились бетонные и гипсовые фигуры атлетов, демонстрирующие различные виды спорта. Усилилось внимание к авиации — ваяли юных авиамоделистов. Эти довоенные скульптуры не пережили оккупацию.

После войны бетонные фигуры вернулись в столицу. Большинство из них установили в 1950 гг., после того как отстроили центр Минска. В ту пору, направляясь по ул. К. Маркса в парк Горького, по пути можно было сделать серию снимков на их фоне. В парке стояли знаменитая девушка с веслом, медведи, олень. А у входа в цирк-шапито — львы. К сожалению, встретить сегодня их не удастся. Скульптуры делали из недолговечных материалов. Куда проще убрать разрушающуюся фигуру, чем реставрировать ее. Мода на такие изваяния в конце 1950-х прошла. Вернулась она в столицу в конце 1970-х, но уже в другом качестве. Скульпторы стали менее следовать идеологии, и в городе появились композиции «Юность» у гостиницы «Минск», «Играющие дети» на ул. Веры Хоружей, «Батлейка» у Музыкального театра… А поскольку делали их из более долговечных материалов, то и стоят они там до сих пор.

Справочно

Почти 10 лет площадь Якуба Коласа украшала композиция «Мирный атом», посвященная достижениям советской науки. Она исчезла во время реконструкции площади, когда в 1972 г. к 90-летию Якуба Коласа там установили скульптурную композицию, посвященную Песняру и героям его произведений. Сегодня новый «Мирный атом» можно увидеть у здания Национальной академии наук Беларуси.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ