1200h90 2

Памятник «пончику» и Ухо желаний. Обзор самых удивительных скульптурных композиций Минска

Корреспондент агентства «Минск-Новости» раскрыла замысел необычных скульптурных композиций города.

«Начало жизни»

nachalo zhizni

Композицию установили в 2022-м перед зданием бизнес-центра на ул. Долгобродской. Арт-объект создала команда скульптурной мастерской sculptura.by по заказу руководства здания.

Работа представляет собой белую руку, которая как бы появляется из земли и держит красный клен. Издалека сооружение кажется массивным и бетонным, однако выполнено оно из пенопласта, покрытого специальным защитным составом с добавлением слоя мраморной крошки.

Дерево выбрано тоже не случайно. Красный цвет листвы сливается со зданием бизнес-центра. Владельца объекта Алексея Корягина на создание такой красоты вдохновил вид кленов в Японии.

В первую очередь скульптура символизирует бережное отношение к природе, заботу о ней, а также означает радость и гармонию.

«Мельница Переспы»

img 3342

Изваяние, которое в народе прозвали памятником пончику, расположено в парке Победы на берегу Комсомольского озера. Однако значение у скульптуры иное. Композиция — оригинальная статуя, посвященная истории и культуре белорусского народа, которая представляет собой жернов и колесо водяной мельницы. Снизу — волна Переспы, вращающая колесо.

Эта мельница существовала еще в XVIII веке на реке Переспе. Данной водной артерии уже нет, и напоминает о ней только название трамвайной остановки.

По легенде, именно здесь, в месте впадения Переспы в Свислочь, богатырь Менеск построил водяную мельницу, да не обычную: ее жернова могли размолоть не только зерно, но и камни. Неподалеку от сооружения основали поселение-крепость и назвали его Менеском.

Автор произведения — Константин Селиханов, сын известного скульптора Сергея Селиханова.

«Ухо желаний»

img 3339

Скульптура ожидает мечтателей на ул. Революционной у дома № 13. В городе ходит легенда, что если погладить ухо и нашептать в него желание, то оно обязательно исполнится. Минчане и гости столицы верят в силу чудодейственного изваяния из бронзы. А ведь оно хранит немало тайн!

Автор арт-объекта — скульптор Борис Сидоренко.

«Птицы»

img 3343

Четырехметровую бронзовую фигуру установили на пр. Победителей напротив Дворца Независимости совсем недавно. Ее автор — белорусский скульптор и дизайнер Максим Петруль.

Статуя представляет собой яйцо, которое оберегают две птицы в форме ладоней. Композиция символизирует мир, любовь, гармонию и дружбу, заботу о будущем. Любоваться ею стоит немного издали — так лучше понять задумку автора. Вблизи же габариты объекта не позволяют рассмотреть его целиком.

Пользователи социальных сетей уже обсуждают новинку. Одни называют ее кратко — яйцо, другим она напоминает тушку курицы, третьи видят в ней свежий взгляд на искусство.

«Василек»

vasilek

Ветровая скульптура представляет собой 5-метровую работу из металла. Ее лепестки «залипательно» развеваются при колебаниях воздуха. Конструкция находится у Свислочи на самой живой улице города — Зыбицкой. Объект состоит из 16 алюминиевых блоков, к каждому из которых прикреплены три лепестка-лопасти. Как только из-за ветра начинает вращаться один, приходят в движение и все остальные. Для белорусов василек — особый цветок, символизирующий мир, любовь, дружбу, спокойствие.

Такую скульптуру в 2018 году Минску ко Дню города подарила компания EnCata. Автор проекта — Глеб Погорелов.

Подготовила Ксения Можар

Фото автора и Виктории Семусевой

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Выпивший минчанин похитил забытую сумку, а после испугался ответственности и бросил ее на скамейке

На рассмотрение в суд направлено уголовное дело в отношении 28-летнего ранее не судимого горожанина, которого обвиняют в совершении кражи, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в прокуратуре Центрального района.

bag 2003896 1280

Фото носит иллюстративный характер, pixabay.com

Утром 1 января 2025 года нетрезвый фигурант находился на трамвайной остановке «Ул. Красная». На скамейке он увидел кем-то забытую женскую сумочку, которую, осмотревшись по сторонам, спрятал в свой рюкзак. В ней лежали документы, косметичка, 150 рублей, банковские карточки, проездной и пакет с яблоками.

Отоспавшись дома, молодой человек осознал, что совершил кражу. Чтобы избежать ответственности, он оставил похищенную сумку на скамейке возле подъезда жилого дома.

Потерпевшая обратилась в милицию с просьбой помочь найти ее имущество. По записям камер видеонаблюдения сотрудники быстро установили личность злоумышленника, в отношении него после возбудили уголовное дело. Общая сумма причиненного женщине ущерба составила 305 рублей.

Стоит отметить, что в тот же день обвиняемый обронил в автобусе свой мобильный телефон, — его бдительные граждане нашли и передали водителю, который после вернул находку владельцу.

— Обвиняемый трудоустроен инженером в частной компании, ранее к уголовной ответственности не привлекался, — прокомментировал заместитель прокурора Центрального района Виктор Шубич. — Ему предъявлено обвинение в тайном похищении имущества (краже), то есть в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 20УК. Вину гражданин полностью признал, в содеянном чистосердечно раскаялся.

В отношении обвиняемого применена мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

Его спас Минск: как Георгий Жжёнов вернулся в советский кинематограф после ссылки

Миллионы людей запомнили Жжёнова человеком с открытой улыбкой и необычайной внутренней силой. Однако в его глазах всегда была грусть — последствие пережитого. В непростые для актера времена его выручал белорусский кинематограф. За сложной судьбой проследил корреспондент агентства «Минск-Новости».

scale 1200 2

Кадр из фильма «Берегись автомобиля»

Удачный старт

В начале декабря 1934-го проходили похороны первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Сергея Кирова. Брат Георгия Борис, молодой физик, пропустил их, так как был мороз, а у него не имелось целой обуви. За это его исключили из института. В марте 1937-го и вовсе приговорили к 7 годам лагерей. На свидании в тюрьме молодой артист решил подбодрить брата: мол, потерпи, труд — великая сила, а семь лет пролетят быстро. Спустя полтора года Жжёнов сам попал под жернова репрессий. До конца дней ему было стыдно за слова, сказанные Борису. Тот сгинул в Воркуте. Позже, бывая там, актер искал могилу, но тщетно.

Родился Георгий Степанович 110 лет назад, весной 1915-го, в Петрограде в многодетной семье. После окончания семилетки в 1930-м хотел поступить на акробатическое отделение Ленинградского эстрадно-циркового техникума. Однако не годился по возрасту. Он одолжил документы у Бориса, который был на два года старше. Зачислили. Делал успехи на арене с каскадными эксцентрическими номерами. В 1931-м там заметили будущего артиста работники кино. Пригласили юношу сыграть беспризорника в ленте «Путевка в жизнь». Через год он получил уже главную роль — тракториста Ветрова в «Ошибке героя». А в 1934-м Жжёнов предстал на экране в образе Терёшки, ординарца Фурманова, в картине «Чапаев».

754208

Кард из фильма «Чапаев»

Оставив цирковую карьеру, Георгий Степанович учился в Ленинградском техникуме киноискусств на курсе Сергея Герасимова. Женился на однокурснице Евгении Голынчик, приехавшей в город на Неве из БССР. Несмотря на первый успех, чтобы сводить концы с концами, требовалось постоянно где-то сниматься. Супруга часто встречалась с земляками, которые трудились в Ленинграде на студии игровых фильмов «Белгоскино». В Минске отсутствовала техническая база. Евгения привела к белорусским режиссерам и мужа. Он часто появлялся в эпизодах, зарабатывая на жизнь. Сыграл небольшие роли в ленте «Золотые огни» (1935) Владимира Корш-Саблина о борьбе с вредителями на электростанции и в картине «Одиннадцатое июля» (1938) Юрия Тарича об освобождении Минска от белополяков в 1920-м. Начинающему артисту казалось, что карьера удалась.

Роковой попутчик

После суда над Борисом семью Жжёновых выслали в Казахстан. За Георгия заступился Герасимов, устроив его в актерскую труппу «Ленфильма». Он даже отправил его подальше от Ленинграда, в Комсомольск-на-Амуре, где снимал ленту «Комсомольск». Сев в поезд Москва — Владивосток, в сентябре 1937-го Жжёнов невольно оказался в одном купе с американским военным атташе Филиппом Файмонвиллом. Почти неделю в пути мужчины приятно общались, иногда выпивали. После этого они встретились случайно два раза: в Белокаменной на вокзале и в фойе одного из театров. Все это время за американцем следили сотрудники НКВД, подозревая того в шпионаже. Нескольких контактов с ним оказалось достаточно. Георгия Степановича арестовали в начале июля 1938-го как завербованного разведкой США. Побывав на допросах, он понял, что его ждет. При встрече с женой сказал подать на развод, чтобы не разрушать ее судьбу. Евгения так и сделала, а в 1939-м сыграла одну из главных ролей в фильме «Истребители». Жжёнова приговорили к 5 годам лагерей и отправили на Колыму. По окончании срока сообщили о продлении его заключения на 21 месяц.

После освобождения в 1945-м в Москву, Ленинград и столицы республик ехать запрещалось. Герасимов направил своего ученика на Свердловскую киностудию. Но спустя четыре года началась новая волна репрессий, и Георгия Степановича по обвинению в шпионаже отправили в ссылку в Норильск. Там он устроился в местный театр. В 1955 году артиста реабилитировали. Ирония судьбы: спустя время Жжёнова не раз награждали премиями МВД и КГБ за роли милиционеров и разведчиков!

poslednij hleb3

Кадр из фильма «Последний хлеб»

Старые знакомые

После возвращения в Ленинград Георгий Степанович трудился в разных театрах. В кино ему чаще предлагали эпизоды и образы без имени: шофер, гость на свадьбе, пациент в больнице… В 1961-м будущий классик белорусского кинематографа Виктор Туров предложил Жжёнову сыграть центрального персонажа в своей 27-минутной дипломной новелле «Звезда на пряжке» из киноальманаха «Маленькие мечтатели». Приехав в Минск, Георгий Степанович обнаружил, что на студии работает немало тех, кого он знал до войны, включая режиссера Корш-Саблина. После «Звезды на пряжке» актеру сразу дали большую роль в картине «Последний хлеб» (1963) еще одного дебютанта — Бориса Степанова. Позже этот постановщик станет известным по циклу фильмов «Государственная граница». Потом была лента по произведению Василя Быкова «Третья ракета» (1963) о трусости и моральном выборе на фронте. Артист исполнил роль командира артиллерийского расчета Желтых. Будущей знаменитости не довелось воевать, но он сыграл настолько органично и целостно, что нельзя не ощутить в герое опыта преодоления жестокой реальности.

Апофеоз белорусского периода Жжёнова — первая в Союзе картина на засекреченную тему о ракетостроителях «Иду искать» (1966). Ее должен был снимать в Москве Михаил Ромм. Однако, узнав, что его ученик Игорь Добролюбов сидит в Минске без работы, отдал ему сценарий, прошедший все компетентные проверки! Георгию Степановичу доверили сыграть главного героя — Андрея Гусарова (прототип — Сергей Королёв).

idu iskat

Кадр из фильма «Иду искать»

Когда цензоры не принимали готовую ленту, ее показали ученым в Конструкторском бюро Королёва. Присутствовал и Сергей Павлович. Фильм понравился всем. Академики единодушно сказали: «Ничего под грифом «секретно» в кино нет». После премьеры советские режиссеры все же разглядели обаятельного артиста, внешность которого с возрастом становилась мужественнее. Начался новый этап в кинобиографии, где Жжёнов играл только главные роли. Не забывал он и о Минске. Белорусская многосерийная картина «Вся королевская рать» (1971), где актер примерил на себя образ американского политика Вилли Старка, в СССР была популярна.

Читайте также:

Ностальгия по прошлому. Вспоминаем самые популярные минские магазины советских времен

Стахановцам устраивали «темные». Почему рабочее движение ставили под сомнение

Всему научат. Как ДОСААФ стало кузницей кадров в СССР

«Если бы не ГТО до войны, до Берлина б не дошел…» Как оценивали знаменитые нормативы фронтовики

От неотапливаемого вагона до современного купе. Как развивалась советская железная дорога