Памятные весны ветерана. Какими запомнились десантнику Скатулину первоапрельские дни разных лет
Вопросу корреспондента агентства «Минск-Новости» о памятных первоапрельских розыгрышах ветеран Великой Отечественной войны, полковник запаса, артиллерист, сапер и десантник, а позднее преподаватель БНТУ, старожил Чижовки Николай Скатулин удивился.
— На войне все всерьез: и вражеские налеты, и грохот орудий, и ранения, и смерти. Правда, в апреле 1945-го стало больше торжественных минут. Одна из таких — посещение нашей батареи генералом. Я до этого никогда вблизи генералов не видел. Волновался, приводил в порядок обмундирование. Мы уже находились на плацу, в том числе 10 девушек-зенитчиц, когда заметили: нет двух девчонок. А генерал уже на подходе. Мне приказали ускорить девчачьи сборы. Заскакиваю в землянку, а они переодеваются. Так и присели бедные, я тоже смутился. Выскакиваю. Командир спрашивает: «Что там эти копуши делают?» — «На колени упали». — «Молятся, что ли?» Я объяснил. Такой хохот стоял первоапрельский. И девчонки тоже пришли в себя, смеялись.
Послевоенные весны курсанта Ленинградского военного училища были отмечены ожиданием писем от одноклассницы Тамары. В третьем классе их посадили за одну парту как обладателей самого острого зрения. Так и сидели несколько лет. В конце войны Николай написал тогда уже учительнице сельской школы письмо.
Девушка ответила. И в один прекрасный апрельский день сообщила: скоро каникулы, а она не знает, куда поехать в отпуск. Бравый курсант предложил: приезжай в Ленинград, поженимся. Расписались в загсе возле Аничкова моста. У курсанта средств не было, поэтому красное вино купила невеста. Зашли к знакомым, они и выпили за здоровье и счастье молодых. Новоявленный муж, свято соблюдая устав, вино даже не пригубил.

Николай Скатулин
После учебы приехали в Белоруссию. Место службы — Бобруйская и Гомельская области.
— Тоже было не до веселых розыгрышей, так как работа у нас начиналась весной, — поясняет Николай Иванович. — Никогда не отмечали застольем 1 Мая: снег растаял, земля отошла от морозов — самая работа. Мой взвод в Бобруйске разминировал территорию возле железнодорожной станции Березина. Потом собирали снаряды, мины, неразорвавшиеся бомбы в разных районах, но более всего в Ветковском. Земля была нафарширована взрывчаткой. Погибали и гражданские, и военные. В моем взводе обошлось. А в соседнем двое саперов подорвались. В Кормянском районе класс с учительницей вышел на прогулку, разожгли костер, кто-то по ошибке туда снаряд швырнул. Погибли половина учеников и учительница. Поэтому саперам не давали наград — из-за гибели людей. Но мы упорно трудились. За 3 года очистили 16 районов. Кстати, очень сильно помогали местные подростки, они знали много опасных мест. Трудно было искать мины во мху, под ним часто лед долго не таял. Так я придумал копалку в виде широкой вилки, чтобы мох не ногтями срывать. Мы жили в палатках, Тамара с маленькой дочкой на летние сезоны уезжали на родную Вологодчину. Так что весенних соловьев слушали порознь. К слову, полесских птиц взрывы нервировали, как, впрочем, и десантные тренировки. Я перешел служить в десантную бригаду, где нужны были преподаватели саперного дела. Там и пророс талант педагога, а после отставки учил геометрии студентов политехнического института, нынешнего БНТУ. В студенческом окружении, с подрастающими своими дочерьми всегда чувствовал себя молодым. Тем более что и моя Тамара любила путешествовать, ходить в горы. Теперь занимаюсь пчелами и на весеннее цветенье смотрю их глазами, радуюсь, когда все пышно, ароматно, медово. Стараюсь запечатлеть на холсте и в стихах это утро природы. С победной весной вас, друзья.