«Пандемия удлиняет наш путь». Чем займутся белорусские полярники в 13-й антарктической экспедиции
Руководитель 13-й антарктической экспедиции Алексей Гайдашов в беседе с корреспондентом агентства «Минск-Новости» рассказал о составе команды белорусских полярников, задачах, которые предстоит решать в этот раз, и особенностях маршрута, вызванных пандемией коронавируса.
— Алексей Александрович, когда отбываете и какой нынче выбран маршрут?
— Эпидемическая обстановка в мире усложняет и удлиняет наш путь. Вероятность международных перелетов во многие страны весьма сомнительна, поэтому для надежности принято решение отправляться вместе с российской командой зимовщиков и сезонников на борту корабля. 20 октября выезжаем микроавтобусом в Санкт-Петербург. 21-го прибываем на российское судно «Академик Трешников», находимся там под медицинским наблюдением, сдаем экспресс-тесты на СOVID-19. Если все в порядке, 24 октября выходим в рейс. По пути зайдем в немецкий порт Бремерхафен, но без увольнения экипажа на берег. Бесконтактным способом пополним провиант, получим техническое обеспечение, закупленное у наших поставщиков в Германии, и двинемся на Кейптаун. Там запасемся питьевой водой, топливом, овощами, фруктами, молочными продуктами. Далее корабль направится к месту базирования Белорусской антарктической станции «Гора Вечерняя».
— Сколько человек в команде?
— 10 вместе со мной. Это опытные полярники: начальник белорусской антарктической базы (впервые у нас введена такая хозяйственная должность) Владимир Нестерович, научный сотрудник по физике атмосферы и мониторингу озоносферы Владислав Базылевич, геофизик Павел Шаблыко. Врач-хирург Леонид Никитюк займется введением в эксплуатацию медицинского амбулаторно-хирургического модуля. Есть и новички: главный специалист-механик Павел Ростов, научный сотрудник биолог Егор Корзун, специалист по электроэнергетике и связи Сергей Зубрицкий, повар Сергей Лютый, специалист по программному обеспечению и средствам спутниковой связи Николай Зинькевич.
— Чтo предстoит сделать?
— В прошлом сезоне в связи со сложной логистикой некоторые конструкции первой очереди Белорусской антарктической станции пришли в конце экспедиции. Среди них научные лаборатории и операционно-хирургический блок. Мы только успели их разгрузить, и нас эвакуировали на Большую землю. Теперь предстоит устанoвить и смонтировать оборудование внутри. А потом опробовать все системы жизнеобеспечения, научные приборы и аппаратуру уже в комплексе, чтобы убедиться: объект, как и задумывалось, готов к проведению в ближайшие годы пилотной зимовки. Также планируем дальнейшее восстановление инфраструктуры советских времен. К примеру, ремонт и реконструкцию старого здания кают-кампании. Мы там обустраиваем небольшой спортивно-оздоровительный комплекс и складские помещения.
— А научная работа?
— Обязательно продолжим ее по всем пяти направлениям госпрограммы, возглавляемой Национальной академией наук. Это наблюдение за озоновым слоем, изучение аэрозольного и газового состава атмосферы, биологические, микробиологические и геофизические исследования, климатология, метеорология, экологический мониторинг. Последнее направление очень важное. Выполняя международные обязательства по Договору об Антарктике и Протоколу об охране окружающей среды, мы обязаны постоянно следить за ключевыми параметрами воздуха, снежного покрова, воды, почвенных отложений, чтобы убедиться, что наша деятельность как минимум не ухудшает состояние природы в районе базирования.
— Когда у белорусских полярников будет свой Интернет?
— Одна из главных задач экспедиции — завершение наладочных работ по новой системе спутниковой связи VISAT. Два года мы монтировали оборудование, в этом сезоне надеемся все завершить и получить безлимитный доступ в Интернет, устойчивую связь и несколько каналов спутникового ТВ.
Для работы с VISAT прошли обучение и подготовку в Беларуси в наземном комплексе управления Белинтерсат. Тестовую эксплуатацию поставщики услуг должны обеспечить в течение одной-двух недель после нашего прибытия в Антарктиду.
— Сколько продлится экспедиция?
— В этот раз сроки сезонных работ сокращены. Завершим их в конце феврале 2021 г. Нас должны эвакуировать самолетом с нашей станции «Гора Вечерняя» на авиационную базу международного антарктического логистического центра в Восточной Антарктиде. Затем Ил-76 доставит в Кейптаун, откуда — очень надеемся — мы сможем регулярным коммерческим рейсом вылететь в Минск в начале марта 2021-го. Однако, если ситуация с СOVID-19 в Южной Африке изменится в худшую сторону, придется некоторое время находиться в Кейптауне в изоляции и ожидать прибытия российского судна «Академик Федоров», на котором мы отправимся в Санкт-Петербург. Несмотря ни на что команда настроена на позитив и эффективную работу. Академия наук максимально содействует успешному проведению 13-й белорусской антарктической экспедиции.