«Парильщик», «Незнакомка». Какие курьезные истории о скульптурах В. Жбанова выходили в «Минском курьере»

Парковая скульптура в Минске тесно связана с именем Владимира Жбанова. С его легкой руки скверы и площади получили изящное оформление. Истории возникновения скульптур и курьезные случаи, с ними связанные, вспоминала корреспондент агентства «Минск-Новости».

фото Тамары Хамицевич

Сложно представить столицу без бронзовых персонажей. Они удачно вписались в городскую среду: у них назначают свидания влюбленные, рядом с ними фотографируются туристы. А ведь пару десятков лет назад единственным образцом парковой скульптуры в Минске был «Мальчик с лебедем» — композиция, которая 147 лет украшает фонтан в Александровском сквере.

Дождалась

В мае 1998 года в другом сквере — Михайловском — на скамейку присела «Незнакомка». Зеленая зона недалеко от вокзала открылась тогда после длительной реставрации. Здесь появились удобные скамейки и красочные клумбы. Но чего-то не хватало… Городские власти решили установить скульптуру. В один прекрасный день тут встретились архитектор Борис Юртин и скульптор Владимир Жбанов. Юртин спросил у ваятеля, есть ли у него интересные эскизы для этого зеленого оазиса в центре столицы.

«Конечно, есть!» — воскликнул Жбанов. И помчался в мастерскую. Налепил за ночь разных фантастических существ. На следующий день Борис Юртин пришел выбирать эскиз. Всё не то… И вдруг среди множества работ и заготовок заметил маленькую композицию — дама в шляпе отдыхает на скамейке. «То, что надо», — сказал и предложил отлить скульптуру в полноценном размере. Мастер удивился, ведь бронзовая барышня пылилась на полке 5 лет и никого не интересовала. Дождалась своего звездного часа. Спустя год к «Незнакомке» присоединился «Прикуривающий», а вслед за ним «Девочка с зонтиком».

Позже площадь у Комаровского рынка украсили «Дама с собачкой», «Фотограф», «Лошадь» и «Гуси». Бойкое торговое место превратилось в любимый уголок отдыха горожан. На один из дней рождения столица получила бронзовый подарок от деловых людей — скульптуру «Почтальон» установили у кинотеатра «Октябрь». Место выбрано не случайно: неподалеку Дом прессы и Дом печати. Наверняка в сумке письменосца есть «Минский курьер» и «Вечерний Минск».

Куда пропал «Вася»?

Имя Жбанова тесно связано с агентством «Минск-Новости». Помню, когда только пришла сюда работать в 2005-м, первым материалом в «МК» стало эссе о творчестве скульптора. «Сказки — это кладезь мудрости», — сказал мне тогда Владимир Иванович. Он с малых лет увлекся лепкой, его вдохновляли книги. Сказка стала его музой, а детское увлечение переросло в дело всей жизни.

После у меня было немало бесед с минским Андерсеном, как прозвали Жбанова журналисты, репортажей из его мастерской и с открытия новых скульптур. 15 лет назад случилась настоящая детективная история. В том расследовании стала Шерлоком Холмсом. Как-то ранним утром мне позвонил встревоженный Владимир Иванович и сообщил: пропала одна из его скульптур («Заядлый парильщик»), что стояла с веником под мышкой на ступеньках городской бани № 7. Я срочно выехала на «место преступления». Оказалось, бронзового дядьку, прозванного в народе «Веселый Вася», не похитили охотники за цветными металлами. Во двор бани приехали рабочие, демонтировали скульптуру и увезли в неизвестном направлении. История оказалась запутанной. Выяснилось: «Парильщик» изготовлен и установлен за счет одной строительной фирмы, которая проводила капитальный ремонт бани № 7. А позже компания прислала письмо в организацию «Городские бани», где предложила рассчитаться за «Парильщика».

«Мы подняли документы, никаких договоров и актов о выполнении работ с этой скульптурой не нашли. Возможно, в дальнейшем планировалось провести оплату. Наше предприятие финансируется из городского бюджета, и лишних денег нет, так что платить за фигуру, даже если бы очень захотели, не можем. Поэтому нынешний директор предприятия разрешил строительной фирме забрать ее», — рассказал тогда главный инженер «Городских бань».

Агентство «Минск-Новости» решило вмешаться и помочь столице вернуть «Парильщика». Мы вели переговоры и с «Городскими банями», и со строительной компанией, и с фирмой, которая отливала скульптуру. Собрали всех участников этой истории за круглым столом. Разговор не был легким: собеседники спорили, доказывали свою правоту до хрипоты и постоянно ссылались на финансовые проблемы. Однако удалось договориться о возвращении «Васи». И в преддверии 940-летия Минска «Парильщик» снова стоял у входа в баню.

Хрупкость бытия

Историй, связанных со скульптурами Владимира Жбанова, в моей журналистской копилке хватает. Он был замечательным рассказчиком, помимо таланта скульптора природа наделила его актерским мастерством.

«Сижу как-то на скамейке в Михайловском сквере, — вспоминал ваятель, — и вижу группу туристов, которых экскурсовод привела сюда и рассказывает о моих скульптурах.

Одна из композиций — «Девочка с зонтиком» — посвящена жертвам трагедии в переходе станции метро «Немига», которая произошла 30 мая 1999 года. Тогда погибли 53 человека, большинство из них — юные хрупкие девушки… Гид очень эмоционально рассказывает об этих событиях и тут видит меня, узнает. Дама не растерялась и говорит: «А вот перед вами и сам автор «Девочки с зонтиком».

Столица продолжала собирать коллекцию парковой скульптуры: у комитета архитектуры и градостроительства появился «Зодчий», у Минского суворовского военного училища — «Маленький генерал», на площади у городской ратуши — «Экипаж». У Владимира Ивановича было немало задумок. Многое, к сожалению, не успел реализовать. Но его имя бронзовыми буквами вписано в летопись столицы.

***

В конце декабря 2006 года в Минске впервые прошла ярмарка скульптуры. Свои произведения тогда представили более 50 человек: как маститые авторы, так и вчерашние выпускники академии искусств. Было создано свыше 150 эскизов! Здорово бы провести еще одну такую ярмарку и выбрать скульптуры, которые добавили бы шарма не только центру города, но и микрорайонам.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ