«Паша, мы в одной лодке. Давай без резких телодвижений». Как два парня за пару часов освоили байдарку

Как прокатиться на байдарке по центру Минска и получить массу положительных и немного острых ощущений, выяснили корреспонденты агентства «Минск-Новости».

Сразу скажу, что острыми эти самые ощущения будут в основном у тех, кто, как и автор статьи, никогда доселе не сидел в байдарке, а видел это плавсредство исключительно с берега, да и то в основном во время спортивных состязаний. Более опытные путешественники будут просто грести и релаксировать, поскольку в Вилейско-Минской водной системе, по глади которой мы и прогуливались, серьезного течения нет. В моем случае пикантности ситуации добавляло то, что без байдарки мои навыки передвижения в воде и вовсе сопоставимы со способностями топора. Но как есть.

Павел Русак (2 of 65) копияСтарт прогулки — с причала возле Дома гребли. Сразу спрашиваю у нашего гида, в роли которого выступает председатель правления Республиканского союза туристической индустрии Филипп Гулый, будут ли гребцам выданы спасательные жилеты. Получив утвердительный ответ, успокаиваюсь. Но лишь немного. Фотокорреспондент Павел тоже явно нервничает: переживает не столько за себя, сколько за дорогую фототехнику. Гребцов собралось на причале 10 человек, что эквивалентно пяти двухместным байдаркам. Перед стартом обязательный инструктаж.

— Передвигаться мы будем на полиэтиленовых байдарках. Они достаточно твердые, устойчивые. Тем не менее, несмотря на устойчивость, теоретическая возможность перевернуться существует, — говорит Филипп Анатольевич.  Поэтому на всякий случай в каждой лодке есть гермомешок, куда можно запихнуть рюкзак и все, что туда поместится. Затем скрутить мешок и положить на дно лодки. В случае попадания в воду он не только не утонет, но и не промокнет.

«Зато промокну я», — думаю с грустью, но, вздохнув, направляюсь к лодке. Погрузка и выгрузка — самая ответственная часть путешествия, потому что как раз в эти моменты риск перевернуться наиболее высок. Не на то оперся, слишком резко перенес центр тяжести на одну сторону — и привет водным процедурам. Поэтому при посадке всех участников Ф. Гулый и его коллега Александр Кротов аккуратно придерживают байдарки во избежание инцидентов. Помня о том, что говорил гид, кладу весло поперек байдарки и аккуратно ставлю туда одну ногу, потом вторую. Паша, как и положено по технике безопасности, уже сидит в лодке на корме, как наиболее тяжеловесный из нас двоих. Усаживаюсь и я. Ноги едва-едва умещаются в носовой части. Делаю несколько пробных гребков, Павел сзади начинает устраиваться поудобнее, байдарка чуть раскачивается.

— Паша, мы в одной лодке. Давай без резких телодвижений, — умоляю я коллегу.

Впоследствии я еще не раз напомню фотокору, чтобы он не слишком увлекался фотографированием проплывающих мимо уточек, а помнил о стоимости своей техники.

К слову, об уточках. Минут через 10–15 неспешной поездки, когда наше с Пашей веслование по своему темпу из категории «сонная улитка» достигло уровня «приболевший пингвин», стало интересно рассматривать окружающие пейзажи и проплывающую мимо живность. Те самые уточки абсолютно не боялись байдарок, скорее наоборот: подплывали поближе, чтобы всем своим видом потребовать еду или попасть к Паше в кадр.

Конечно же, и кроме пернатых было на что посмотреть. Прежде всего на городские пейзажи, ведь с воды Минск выглядит абсолютно иначе.

— До 1968 года на месте Вилейско-Минской водной системы были сушь и болота с мелкой речкой Свислочью, — рассказывает Ф. Гулый.  Затем советские инженеры замыслили масштабный проект, выбили финансирование и построили сначала Вилейско-Минскую, а чуть позже Слепянскую водную систему. Что они сделали? Поставили насосные станции, которые из Вилии стали подавать воду в Свислочь. Общий объем бассейна системы составляет примерно 390 млн кубометров и включает 14 водохранилищ. Общая протяженность — более 60 км. Делалось это все в основном с производственной целью, чтобы промышленный Минск обеспечить водой. Но сейчас все это богатство можно использовать и для прогулок.

Тем временем на Комсомольском озере встречаем моторные лодки. И, скажу я вам, для неоперившихся байдарочников это зло. Казалось бы, какие там волны от моторки, но они начинают знатно раскачивать наше утлое суденышко. Благо, по совету инструкторов, успеваем развернуть байдарку носом к волнам. Так лодка намного устойчивее. Но чем дальше по Свислочи, тем увереннее начинаем себя чувствовать мы с Пашей. Иногда даже получалось грести в унисон. Кто думает, что синхронизировать усилия двух человек просто, пусть сначала попробует это сделать без предварительной подготовки.

— Если будут проводить соревнования по гребле среди СМИ, скажем, что уже опытные речные волки, — говорю Паше.

Тот смеется и делает еще пару снимков рыбаков, которые, сидя на берегу, пытаются что-то выловить в Свислочи.

Мимо проплывают Дворец спорта, Троицкое предместье, Верхний город, парк имени Янки Купалы… За все время пути мы проходим под шестью столичными мостами. По совету А. Кротова стараемся громко ухать под каждым, чтобы создать эхо. Выходит забавно. Ближе к концу пути слышим испуганные крики девушек, сидящих в соседней байдарке. Крыса?! Присмотревшись, и впрямь замечаю в воде какое-то бултыхание. Однако, подойдя ближе, видим, что это не крыса, а просто буйная рыба. И ей, судя по всему, не очень хорошо. Потому что двигалась она под каким-то замысловатым углом и била хвостом о воду.

Наконец причаливаем на набережной Свислочи возле телецентра на ул. Коммунистической. Встречает нас чей-то счастливый лабрадор с палкой в зубах. Ступив на сушу, помогаем с Пашей затащить байдарки. Переведя дух, спрашиваю у Филиппа, как возникла идея организовать такой вид досуга для минчан и туристов.

— Изначально, когда я лет 20 назад работал в одной из турфирм, располагавшейся в Доме ветеранов, во время обеда брал лодку, доезжал на ней до Троицкого предместья, где было кафе прямо на воде. Покупал смаженку, ел и ехал обратно. Думал при этом, что было бы здорово проводить водные экскурсии. Когда в продаже стали появляться полиэтиленовые байдарки, идея обрела реальные очертания. До ситуации с коронавирусом сплавы организовывали исключительно для зарубежных туристов, но сейчас, когда поток иностранцев иссяк, решили проводить их и для белорусов.

По словам Ф. Гулого, когда пандемия сойдет на нет, прогулки для минчан и гостей города все равно сохранятся.

— Мы видим, что у людей есть интерес. Сплавы проводятся раз в неделю, каждый вторник. Как правило, набирается 5–7 лодок. Первая прогулка состоялась в конце июля. Работать планируем до 15 октября. А в 2021 году откроем сезон с 14 апреля.

Справочно

Работы по созданию Вилейско-Минской водной системы начались в апреле 1968 года, в эксплуатацию объект сдали в январе 1976-го. Слепянская система была закончена в 1985-м.

Фото Павла Русака

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ