Педагог-психолог: «Заниженная отметка не может стать причиной агрессии ребенка. Корень проблемы глубже»

Утром 11 февраля 15-летний ученик столбцовской школы напал с ножом на учителя и своих одноклассников. В результате трагического ЧП педагог и один из подростков погибли. Еще одно подобное страшное происшествие с участием подростка произошло в мае 2016 года. Старшеклассник столичной гимназии нанес несколько ударов ножом в область шеи своей учительнице.

Педагог-психолог средней школы № 53 Ольга Мигунько рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости», откуда берется подростковая агрессия и как ребенку с нею совладать.

Подростковый возраст — период кризисов, эмоционально тяжелый этап жизни. Это не только гормональная перестройка организма. Перед старшеклассниками встает необходимость первого самостоятельно выбора призвания, ответственность за который он несет на себе. Острые переживания связаны и с тем, что еще неокрепшему психологически ребенку, необходимо постоянно соответствовать меняющимся требованиям общества. Отсюда распространенные в последнее время детские невротические, депрессивные расстройства. В этом возрасте формируется система ценностей, идет активное самопознание и самоопределение, поло-ролевая идентификация. Подросток пытается отделиться от всех, стремится к автономии, — говорит О. Мигунько.

Как никогда в подростковом возрасте большое влияние на психоэмоциальное состояние ребенка оказывает успешность межличностных отношений со сверстниками.

Какие поведенческие особенности подростка могут насторожить родителей?

Обращать внимание следует на любые изменения в характере чада. Был общительный, активный, но вдруг замкнулся в себе. Или наоборот, был, условно домосед и книгочей, но неожиданно стал увлекаться экстремальными видами спорта, т.е. проявлять интерес к вещам, связанным с риском для жизни и здоровья, — поясняет педагог-психолог. — Я всегда говорю родителям: если вдруг вы почувствовали, что что-то не то с ребенком — этого ощущения достаточно с лихвой, чтобы обратиться к специалисту.

Исходя из школьного опыта работы, педагог-психолог замечает: дети не умеют анализировать свое эмоциональное состояние, не могут порой назвать своими словами те чувства, которые их одолевают. И тем более не могут самостоятельно с ними справиться. О. Мигунько предлагает несколько простых способов, как побороть в себе чувство агрессии.

— Эмоции должны находить выход, т.е. говоря профессиональным языком, быть отработаны. Взрослые не всегда умеют это делать, скажем, прячут гнев за иронией, сарказмом. Над подростками довлеют социальные установки – злость, раздражение, гнев – под общественным запретом. Необходимо научиться высказывать претензии, недовольства в словесной конструктивной форме. Например, не пустили родители на день рождения к другу. Первая реакция: «Вы все плохие, меня обидели!»  — приведет к продолжению конфликта. Правильная: «Для меня важно провести время с друзьями и мне обидно, что не могу с ними встретиться», — приводит пример О. Мигунько.

Есть также прикладные методики, помогающие справиться с бурей внутри себя. Например, листочки гнева (на бумаге выплескиваешь словесно негодование, сминаешь и выбрасываешь), письмо обидчику, арт-терапия.

Педагогам неприемлемо применять авторитарный способ построения отношений с современным учеником. В противном случае это приведет к конфронтации. Школьник — личность, и общаться с ним нужно как со взрослым, давая возможность высказать свое мнение, — говорит педагог-психолог.

У старшеклассников может обостряться некое чувство справедливости, когда речь идет об оценке их стараний на уроках. Но просто заниженная отметка учителя не может стать причиной агрессии. Педагог-психолог подчеркивает: корень проблемы гораздо глубже.

Если у ребенка все в порядке с самооценкой, он может адекватно признавать свои заслуги и недоработки — низкая оценка в худшем случае испортит ему настроение на 15 минут, и к конфликту это не приведет. Однако если у школьника пассивная самооценка (т.е. мнение о себе он составляет в зависимости от того, как оценивают и как к нему относятся другие), то любая неудача может спровоцировать агрессивное поведение, — поясняет О. Мигунько.

Еще одна важная особенность подростков: они не осознают до конца ценности человеческой жизни. В большинстве они, в силу своего юного возраста, не имеют опыта потери близкого человека, переживания боли утраты. Это усугубляется еще и пристрастием современных детей к компьютерным играм. В виртуальном мире герой бессмертен. Условно, ранили в бою — восстановился, потратил очки, зашел в волшебный магазин — и ты снова в форме. Задача взрослых — показать ценность человеческой жизни, и в том числе ее конечность. Наше существование не только праздник. Есть боль, сострадание к окружающим.

О. Мигунько замечает: многие родители не понимают, что значит принятие своего ребенка. В идеале близкие люди должны поддерживать подростка в любой ситуации. Заметьте, не хвалить, не говорить «Ты молодец!», если сын или дочь откровенно сделали что-то не то. Как бы ни была тяжела ситуация, в которой оказался ребенок, нужно дать ему понять: несмотря ни на что, с ним будут рядом, дома всегда для него будет еда и теплая постель. И вместе мы найдем выход.

Читайте также:

С пневматическим пистолетом, ножом и топором. Громкие случаи нападения подростков в школах

Уголовное дело по факту двойного убийства в школе в Столбцах взято на личный контроль главой СК Беларуси

Школьники, пострадавшие после нападения в Столбцах, находятся в больнице. Угрозы для жизни нет

ТОП-3 О МИНСКЕ