Перед трудностями не пасовать. Тренер волейбольного клуба «Минчанка» — о спорте и карьере
Воспитанница спортивной школы волейбольного клуба «Минск» Ольга Пальчевская прошла все стадии становления игрока и тренера и сейчас возглавляет женскую команду «Минчанка». Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Девочка Оленька
— В юные годы была активным ребенком: играла на улице в выбивалки-догонялки, в школе с удовольствием участвовала в эстафетах, спортландиях, — вспоминает Ольга Пальчевская. — А в волейбол привел случай. Тренеры из СДЮШОР пришли в класс и отобрали самых высоких. В том числе и меня. Правда, я сразу даже не поняла, на какой именно вид пригласили. Думала, на баскетбол. Но не расстроилась из-за того, что это оказался волейбол. Занимались в школьном зале, который находился в районе площади Победы. Дорога в одну сторону занимала около часа.
— И чем вас зацепил волейбол?
— Самим процессом тренировок, а еще коллективом. И мне все нравилось настолько, что без уважительной причины занятия не пропускала. Тренировалась в группе у Олега Сидельникова. Он хороший мотиватор, приучил к тому, что нужно выкладываться на занятиях полностью. Потом из-за того, что в школе поменялась смена, перешла к Ирине Сидельниковой. Ездить пришлось еще дальше — на улицу Семашко, но делала это опять же с удовольствием. Девочки из команды были более опытными, и упражнения им давали посложнее. Я же много времени проводила, работая «со стеной». Тренер таким образом ставила мне технику: передачу сверху, передачу снизу. Это монотонная работа, которая требует терпения. Но это не отбило желания забросить волейбол.
— Первые соревнования отложились в памяти?
— Нет. Наверное, все начиналось с пионербола. Учились ловить мяч, перебрасывать через сетку. Занималась под руководством многих тренеров. Каждый наставник был недоволен тем, как я обрабатываю мяч, и ставил меня оттачивать технику опять же у стенки. Такое случалось и в начале, и в середине, и в конце тренировки.
Подросток Оля
— Когда определились с выбором игровой позиции?
— Все произошло в старших классах. Я тогда перешла в Республиканское государственное училище олимпийского резерва (РГУОР). На тот момент правила в волейболе позволяли двум игрокам на площадке выступать в роли связующего. Возможно, за мягкость передач (спасибо «стенке»!) мне предложили попробовать эту роль. Хотя самой хотелось действовать исключительно в нападении. Но тренеры уговорили, мол, нападающих много, а связующих всего два. Тем более это мозг команды. Постепенно осознала, что у меня играть связующей действительно неплохо получается.
— Почему сменили школу на училище?
— 8-й класс — это тот возраст, когда желательно тренироваться дважды в день. А совмещать учебу в школе и наш график подготовки весьма сложно. Поэтому я и решилась на переход в РГУОР. Да и мама поддержала мой выбор, потому что видела, как я «горела» волейболом. С 9-го класса меня начали привлекать к тренировкам в молодежной команде Беларуси, которую возглавлял Владимир Козлов. Тогда мы готовились к отборочным матчам чемпионата Европы, да и коллектив сложился сильный. На двух континентальных первенствах взяли по бронзе.
— В течение года игровой практики хватало?
— Тогда мы проводили много спаррингов со взрослыми командами из других стран. Наша «Славянка — СДЮШОР» выступала сначала во второй по значимости лиге чемпионата страны, а затем и в элитной. Играть с сильными командами важно и полезно: быстрее растешь в мастерстве, добавляешь в уверенности. Да, сначала проигрывали, расстраивались. Но понимали, что нам противостояли профессионалы. Владимир Козлов умело мотивировал нас, поэтому с каждым месяцем только прибавляли. По окончании училища не мыслила свою жизнь без волейбола. Владимир Козлов убедил идти в университет физической культуры, чтобы получить специальность тренера. Так и сделала.
Профессионал Ольга
— На какие годы пришелся пик вашей карьеры?
— Игрок на моей позиции раскрывается где-то к 27 годам. И мой пазл сложился примерно в это же время. На тот момент выступала за бакинский «Локомотив», и со сборной Беларуси неплохо сыграли на чемпионате Европы — 2013.
— А ваш легионерский опыт с чего начался?
— В 21 год два сезона отыграла в чемпионате Польши — команда базировалась в Белостоке. Уровень волейбола в этой стране более скоростной и мобильный. Потом год провела в Новом Уренгое. Это российская Суперлига, где приветствуется более силовая игра. Но самый памятный и важный этап из легионерского прошлого припал на выступление на чемпионате Азербайджана. Бюджет клубов этой страны позволял собирать звезд мирового уровня. Наш бакинский «Локомотив» выиграл Challenge Cup, потом участвовали в Лиге чемпионов. Один сезон выступала даже за сборную Таиланда, у которой несколько непривычный для европейцев стиль игры.
Каждый из заграничных этапов сыграл важную роль в моем становлении. Занималась под руководством классных специалистов из Италии, России, Беларуси. В том числе работала с легендой волейбола российским тренером Николаем Карполем. Что касается самих городов, где выступала, то почти ничего о них не расскажу. Практически все время уходило на тренировки и матчи.
Тренер Ольга Сергеевна
— Ваша карьера завершилась чуть раньше, чем планировали?
— Всему виной травма колена: было повреждение, пыталась восстановиться. Процесс шел долго и болезненно. Точки над i помог расставить хирург, который меня курировал. Он объяснил, что поиграю еще год-два и придется вновь вернуться на операционный стол. И тогда последствия будут более серьезными. Вплоть до замены сустава. Дал время подумать: стоит ли упираться и рисковать… Вот так и завершила карьеру. Хотя решение далось трудно. С другой стороны, хотела попробовать себя и на тренерском поприще.
— Морально готовы были сменить род деятельности?
— Пожалуй, да. Подспудно готовилась к тренерству. Начиная с «Локомотива» вела дневник, где описывала, чем занимались, новшества, требования… Когда играешь, кажется, что все знаешь и умеешь. Но это не так. Выстроить весь цикл подготовки команды очень сложно. Перед тем как приступить к работе наставником, пришлось перелопатить массу литературы, чтобы освежить в памяти теорию и методику. В роли главного тренера повезла молодежную сборную Беларуси на первенство Европы. Тогда заняли третье место. Интересная параллель получилась: прошло почти 20 лет с того момента, когда сама в качестве игрока стала бронзовым призером аналогичного чемпионата.
— Одновременно вы были ассистентом главного тренера «Минчанки-2», потом возглавили эту команду, а чуть позже и взрослую дружину «Минчанка». Манера взаимодействия с подопечными менялась?
— Думаю, да. Не считаю себя тренером спокойным и либеральным. Стараюсь сдерживаться в чем-то. Крик не всегда помогает. Но на кого-то все же нужно прикрикнуть, а с кем-то спокойно побеседовать.
— Наказывали всю команду за провинности?
— Если не видишь самоотдачи, то применяешь санкции в виде дополнительных заданий после игры. Но нагрузка должна быть соизмерима. Как-то моя команда за матч 20 раз ошиблась на подаче. По окончании встречи остались на площадке, чтобы отработать этот элемент. Несмотря на личную жизнь, должно быть желание сыграть лучше, чем в предыдущей игре. Это одновременно простой и сложный рецепт становления профессионала.
Фото волейбольного клуба «Минск»