Перенесемся на 90 лет назад. Как в 1934-м власти Минска справлялись с городскими проблемами
Мингорсовет оштрафовал столичный магазин «Грузия» на ул. К. Маркса. За что? А нечего было работать! Перенесемся на 90 лет назад и узнаем, как в 1934-м власти города справлялись с различными проблемами. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Благоустройство
Несколько раз в год Минский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов просил подготовить столицу БССР к праздникам. Например, 19 февраля 1934-го вышло постановление «О праздновании 16-й годовщины Рабоче-крестьянской Красной Армии». Руководителей предприятий, учреждений, кооперативных и общественных организаций, частных домовладельцев обязали украсить свои владения и витрины магазинов знаменами, лозунгами и плакатами. Срок — до 16:00 22 февраля. Следить за выполнением поручили милиции.
Это была традиционная форма постановления, в которой меняли только название праздника и даты. К главным торжествам СССР, таким как Первомай и 7 Ноября, добавлялось постановление «О порядке торговли…». В нем прописывали время работы магазинов и учреждений, а также то, в какие праздничные дни можно отдохнуть. Соблюдение предписанного графика строго контролировали. Например, уже 9 ноября 1934 года Президиум Мингорсовета постановил оштрафовать заведующих магазином «Грузия» на ул. К. Маркса за то, что они отоваривали покупателей 7 ноября. В этот праздничный день торговля по всему городу была строжайше запрещена. Такая же участь постигла и руководителей магазина № 20 Мингорпотребсоюза, но уже за обратное: не открыли вверенный торговый объект 8 ноября. Под раздачу попал и ларек № 10 Минпищеторга: заработал на 50 минут позже положенного. Ответственным за нарушения выписали по 100 рублей штрафа.
Каждый год депутаты напоминали забывчивым горожанам о том, что необходимо поддерживать чистоту. Озаботиться наведением порядка следовало всем домовладельцам. Постановление № 5 обязывало их до 15 марта провести очистку и дезинфекцию мусорных и выгребных ям, дворовых уборных, ренштоков. Установили и предельные тарифы, которые действовали до 1 декабря. Например, хлорирование выгребной ямы обходилось владельцу в 60 копеек, а «за одно очко уборной или реншток домовладения» требовалось выложить 20 копеек. Проводить дезинфекцию необходимо было до 60 раз в год! В зимние месяцы — минимум дважды, в остальные — по шесть раз в месяц. И все же 24 февраля Мингорсовет признал санитарное состояние города неудовлетворительным.
Строительство
Мингорсовет строго следил за проведением строительных и ремонтных работ в столице. С весны по осень Минск покрывался разрытыми ямами, разобранными тротуарами и брусчаткой, строительными лесами. Накануне депутаты в обязательном порядке напоминали, что все такие работы должны быть согласованы с городскими властями. Например, огромная проблема тех лет — перемещение различных конструкций по территории столицы БССР: сегодня ларек стоит на правой стороне улицы, а завтра — уже на левой. Его хозяин решил: если будку переставить, то торговля пойдет лучше. Или вдруг очередной дровяной склад либо сарай переехал в сторону на 10 м. Но на плане города все эти объекты указаны по другим координатам. Отсюда частые споры. Ведь сарай могли разместить над подземными коммуникациями или на землях, согласованных для возведения иного объекта. Поэтому ежегодно Мингорсовет напоминал: строительство — особая сфера, требующая знаний и согласования. Кроме того, все виды измерений необходимо заказывать только через жилищно-земельное управление горсовета. А без его одобрения нельзя приступать к строительству, даже если все проекты утверждены научно-техническими советами наркоматов.
Братья меньшие
Каждый год Мингорсовет напоминал о проблеме бешенства у животных. Владельцев собак обязывали держать бобиков на цепи, выпускать на улицу в наморднике и нашейниках, при подозрении на болезнь незамедлительно обращаться к ветеринару. Псов без нашейников приравняли к бездомным, они подлежали отлову. Регламентировали и время отлова: в центре Минска — до 9:00, а на окраинах — до 12:00.
Непременно устраивали смотр всех лошадей в городе. Можно считать это «техосмотром» основного транспорта того времени. Привести своего коня старше 3 лет обязан был каждый! Ответственность за игнорирование требования была строжайшей, ведь дело касалось военной безопасности страны. После смотра в печати появлялось постановление «О проведении конской случной кампании». Все племенные жеребцы и кобылы уже были известны военно-учетной части Мингорсовета. На момент конской случной кампании вводили полный запрет на перемещение лошадей за пределы города. Проводили полный ветосмотр маточного стада и подбор жеребцов-производителей. От результатов этой кампании зависело то, сколько появится новых скакунов и тяжеловозов, способных пополнить ряды Красной армии как в мирное, так и в военное время.
Первым в 1934 году стало обязательное постановление № 1 «О мероприятиях по сохранению жилой площади в г. Минске» от 4 февраля. Документ требовал от каждого жителя столицы БССР бережно относиться к своим квартирам и домам: прогнили доски пола — замени, отвалились обои — поклей новые. Последним оказалось постановление № 29 «Об освещении домовладений», изданное 26 декабря. После бесконечного потока жалоб на непроглядную темень во многих местах города депутаты решили проблему кардинально: обязали всех владельцев недвижимости в течение пяти дней отремонтировать фонари и светильники, включать их с наступлением темноты и выключать с рассветом. Иначе — штраф до 100 рублей или до 14 дней принудительных работ.
Для сравнения: средняя зарплата в СССР в 1934-м была 136 рублей в месяц.