Перестройка по-Трамповски, или почему время дешевого доллара близко к завершению
В начале апреля мы обращали внимание читателей на ускорение волатильности на мировых финансовых рынках, связанной с активной перестройкой мирового экономического порядка под влиянием политики новой администрации в США. Господин Трамп как минимум уже войдет в историю, как один из самых одиозных президентов страны с крупнейшей экономикой в мире. Но мало кто мог предположить, что его желание перестроить экономические отношения зайдет так далеко. В ситуации разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».

Фото Unsplash
В середине прошлой недели Дональд Трамп публично подписал указ об изменении тарифной политики США по отношению практически ко всему миру. Увеличение тарифов от 10 % до 48 % было представлено в виде таблицы. Реакция мировой экономики не заставила себя ждать. Некоторые страны поспешили встать в очередь, чтобы договориться со Штатами, другие заняли выжидательную позицию. Но вторая крупнейшая экономика мира в лице Китая незамедлительно ответила зеркальными пошлинами в отношении американского экспорта. Господин Трамп тут же пообещал увеличить ставку еще на 50 %. На что Китай ответил: дело ваше, мы не сломаемся, и пообещал увеличение со своей стороны.
Собственно, так и произошло 8 апреля. Сначала Трамп, потом Пекин, но суммарно экспортные тарифы были подняты с обеих сторон до 104 %. Затем спустя день американский президент увеличил их до 125 %. Отметим, что Пекин объявил 9 апреля о принятии 84 %-ных надбавок на американский импорт. Фактически это заградительные пошлины, и как ситуация будет развиваться дальше — пока никто не берется прогнозировать.
А как это может отразиться на белорусской экономике в целом и финансовой системе в частности? Безусловно, даже несмотря на то, что наша экономика не так велика на фоне Китая и Америки, бесследно война двух гигантов не пройдет мимо нас.
На фоне разгорающегося тарифного противостояния полный крах терпят мировые фондовые рынки без географической привязки. И азиатские, и европейские, и американские. Ведущие индексы теряют до десяти процентов, капитал богатейших людей мира «похудел» за неделю на 3,3 триллиона долларов. Конечно, это не значит, что они остались без денег и им завтра нечем будет платить за еду. Но рыночная стоимость крупнейших компаний катится вниз.
Но это как бы полбеды. Несколько хуже то, что на фоне потенциального сокращения мировой экономики и, соответственно, спроса на энергоносители, просели цены на нефть. В частности, эталонный сорт Brent, на который ориентируется российский рынок, упал с 74,5 долларов за баррель до 60,9. Российский сорт Urals снизился в цене до 55 долларов. При том, что в российский бюджет на 2025 год заложена цена в 65 долларов за бочку. Мало того, что российский рубль укрепляется с начала этого года, так еще и основной экспортный актив подешевел более чем на 12 %.
Это уже серьезный звоночек, о котором 8 апреля во время выступления в российской Госдуме говорила глава Банка России госпожа Набиуллина. Руководитель Центробанка предупредила, что возможное расширение тарифного противостояния и раскол мировой экономики на блоки может привести к сжатию российского ВВП в обозримом будущем. Об этом говорили на недавнем заседании Международного валютного фонда. Помощь мировой экономики в экстренном вливании ликвидности, как было в годы пандемии и немного ранее, окажется неэффективной.
Что это значит для нашего внутреннего валютного рынка? В частности, для экономики Беларуси это может открыть новые возможности, поскольку, во-первых, мы не встроены в американские импортные поставки. Во-вторых, мы не попали в тарифный список, поскольку Штаты считают, что белорусская экономика и так вся под санкциями. И в-третьих, наша финансовая система глубоко сотрудничает с российской и вместе вполне отработали технологии платежей, помимо доллара и евро.
Таким образом, американцы сами себе создают проблемы, которые наша экономика решает уже не первый год. В силу расширения тарифной головной боли во всем мире могут возникать лакуны, которые белорусская экономика вполне может заполнить отечественным продуктом. Иначе говоря, у наших производителей могут возникнуть новые возможности и не воспользоваться моментом как-то нелогично.
В финансовой сфере также не должно быть проблем. Но тут надо оглянуться на курсовое образование на российском рынке. Все-таки сильно дешевая нефть — это не очень приятно для российского рубля, и с небольшим временным лагом курс доллара на российском рынке может пойти вверх. В таком случае и на белорусских торгах мы имеем потенциал ослабления национальной валюты. Возможно, время дешевого доллара подходит к завершению.
Читайте также:
- Что заставило Трампа передумать. Разбираемся в экономической подоплеке решений американской администрации
- А. Беляев: 9 Мая — это сближающий праздник для России и Беларуси
- Биткоин впервые с ноября упал ниже 75 тыс. долларов
- Демарш Римского-Корсакова, Трамп приватизирует Луну. Этот день в истории: 6 апреля
- Как военрук взорвал школу из-за неразделенной любви. Этот день в истории: 4 апреля