Персональная выставка Ануш Бабаян «Душекружение» работает в галерее агентства «Минск–Новости»

Соединяя времена и народы, армянская художница пишет белорусский пейзаж в древней китайской технике.

Нынешняя экспозиция Ануш Бабаян – шестая за два последних года. Ее картины минский зритель ранее видел на выставках «Вкус абрикосовой страны», «Окрыленная», «От Арарата до Карпат», «Полилог» и «Под звуки дудука». Большинство этих выставок – персональные.

И сразу зритель отметил необычность работ – яркие образы несут глубокий духовный подтекст.

№ 2

Секрет этих картин кроется в личности автора. Дело в том, что Ануш Бабаян хорошо знакомы, более того, подвластны несколько стихий: философия, психология, педагогика, музыка, литература и живопись. Это полифонический человек.

Филолог по образованию, начиная с 1993 г. она сочетает науку и педагогику с «должностью» жены дипломата. Впрочем, это слово можно и не кавычить. Вместе с мужем – в данный момент Геннадий Мирзоян советник Посольства Республики Армения в Республике Беларусь, руководитель консульского отдела – Ануш Гарегиновна переезжает из страны в страну. Командировка в Беларусь – уже вторая по счету. Первая была в 2000–2002 гг., вторая началась в 2011 г. и продолжается по сей день.

До Беларуси Ануш Бабаян не рисовала. Неожиданно для многих два с половиной года назад взялась за кисти и краски. Пишет на рисовой и кактусовой бумаге минеральными красками в технике китайской живописи.

№ 3

№ 4

– Свой стиль могу охарактеризовать как грёзовоображение. То, что мы не можем выразить в полной мере в прозе и поэзии, мы можем изобразить. Этим и занимаюсь: переношу на бумагу мечты, образы, – сказала Ануш Бабаян во время церемонии открытия выставки «Душекружение» в художественной галерее «МН».

После церемонии мы поговорили чуть подробнее.

– Госпожа Ануш, вы много лет следуете за мужем-дипломатом, как ниточка за иголочкой. И за это время защитили диссертацию на тему «Формирование эстетических ценностных ориентаций старших школьников в учебно-воспитательном процессе». Как вам это удалось?

– Очень интересная история, на примере которой можно проследить взаимосвязь трех стран. Еще в 1998 г. возник проект создания единого образовательного пространства между Россией, Беларусью и Арменией. Я, преподаватель Российско-армянского (Славянского) университета, тогда и не предполагала, что смогу вписаться в этот проект. Когда в 2000 г. мы первый раз приехали работать в Минск, мне довелось выступать в вашем педагогическом университете им. Максима Танка, я рассказывала о своей методике преподавания литературы. В университете предложили написать реферат на эту тему. Он стал зародышем будущей диссертации. Кандидатские минимумы сдала в Минске, потом мы вернулись в Ереван, я продолжила работу в Славянском университете и начала писать диссертацию. Защитила ее в 2004 г. в Москве, в лингвистическом университете на кафедре психологии и педагогической антропологии. Это произошло во время дипломатической командировки мужа в Россию.

– Ваша научная работа, судя по названию диссертации, направлена на молодежь. Что именно хотели бы привить юному поколению?

– Всем наши дети хороши, однако… Им не хватает эстетической зоркости, нравственного слуха. Времена изменились, наступила эпоха клиповости, зрелищности, эпоха аттракционов, в том числе и в сфере культуры.

– Ну и что в этом плохого?

– Клиповость сознания несет опасность нравственной глухоты и эстетической слепоты. Как их избежать, как преодолевать – этому посвящен мой научно-практический курс «Эстетическая коммуникация».

– Вы сами его придумали?

– Можно сказать, да. Подробно рассказывать о своей методике не буду, скажу только, что одним из главных составляющих здесь выступает создание и передача эстетически значимой информации на основе синтеза искусств. В частности, делаю упор на мелодекламацию, которая, поверьте, может творить с учащимися чудеса.

…Я долго думала над стихами Федора Тютчева, несомненного поэта-гения и, кстати, дипломата. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…», «Как сердцу высказать себя? Другому – как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь». Почему – ложь? Потому что, каким бы ты словарным запасом ни владел, все равно не можешь высказать то, что лежит в глубине души. Нет таких слов. И тогда на помощь приходит звук. Приходит краска. Линия. Композиция. Колорит.

У меня есть картина «Душекружение над Араратом». Я ставлю ее перед студентами и, оттолкнувшись от изображенного, нам легче говорить о высоких материях.

– Готовя выставку «Душекружение», мы обнаружили, что на ваших картинах очень много парных персонажей. Не случайно?

– Не случайно. Это диалог, который я веду сама с собой. И в то же время он перерастает в полилог культур, поколений, времен, народов… В итоге могу вести диалог со всем миром. Для этого необязательно знать сто языков. Картины сами говорят.

– Когда пишете картину, включаете музыку?

– Включаю, бывает. Или некая мелодия вместе со стихами звучит у меня в голове. Тогда образы получаются наиболее яркими. Я вижу образ внутренним зрением, вижу его полностью, берусь за кисточку… Краска впивается в бумагу мгновенно, черновиков у моей живописи нет. Каждое движение кисти одно-единственное.

Возвращаясь к вашему вопросу… Если хочу внутренне собраться – всегда слушаю Баха. И когда хочу студентов настроить на работу – ставлю им Баха. У меня есть циклы лекций, в которых соединяется творчество Баха, Рериха и Тютчева – музыка, живопись и поэзия. Музыка дает вертикаль, из глубин душевных тянет наше сознание ввысь. Живопись определяет горизонталь – «землю», на которую опираемся. А поэзия, объединяя и развивая мысли и чувства, цементирует стык креста. Триединство искусства.

– Вы в детстве хорошо рисовали?

– Как все дети. Наш учитель рисования наказывал школьных непосед тем, что брал за ухо. Пережить такое унижение, такой урон человеческого достоинства, тем более юного существа, для меня было очень тяжело, хотя именно ко мне учитель не относился строго. Я возненавидела уроки рисования и «закрылась». Но! У нас были еще и уроки чистописания. Армянская каллиграфия – большое искусство, и оно мне очень нравилось.

– Знаю, что в Минске искусству живописи вас учила Марина Эльяшевич, которая сама не так давно появилась на живописном небосклоне Беларуси и сразу обрела известность благодаря картинам, написанным в технике традиционной китайской живописи.

– Однажды в Минске я пришла на выставку, где экспонировались работы Марины Эльяшевич. Мне понравились лошади на картинах Марины. И каково было мое удивление, когда она подарила мне одну из своих «лошадок», а, узнав, что вхожу в состав Минского международного клуба жен послов и дипломатов, предложила: «Могу помочь, если кто-либо из вас захочет рисовать». Мы договорились с директором Дома дружбы, что на улице Захарова, о том, что будем там собираться. Привели на занятия к Марине своих детей и внуков. А в результате занимались мы сами, а не наши дети! Хотя… Увлечение взрослых отразилось на предпочтениях младшего поколения: моя внучка сейчас учится в Москве в художественной школе. Открою семейную тайну: когда я вела внучку в Дом дружбы, очень хотела, чтобы с помощью китайской техники девочка, которая растет вдали от Армении, постигла всю прелесть каллиграфии армянского алфавита.

…В итоге трое из нашего женского клуба организовали арт-сообщество от дипломатии и тоже стали рисовать! Для развития проекта «Арт-дипломатия» очень много сделала наша замечательная Шарипа Булегенова, супруга посла Казахстана в Беларуси, глава Минского международного клуба жен послов, дипломатов и иностранных представителей.

А знаете, кто первым меня поддержал? Тот, кто должен был критиковать, – профессор Белорусской государственной академии искусств Евгений Шунейко. Причем он увидел мои картины, когда мы не были даже знакомы. Его слова «этот художник знает, о чем хочет сказать» меня окрылили!

Хочу процитировать искусствоведа Евгения Шунейко: «Ануш создает графические и живописные циклы, охватывающие армянские, белорусские, китайские и иные жизненные впечатления с их богатыми образными началами. Ее увлекают тонкие кружева мира цветов и растений, горные кручи с пенистыми водопадами. Произведения Бабаян воспринимаются как проникновенные образные страницы тонких поэтических метафор, ассоциаций, оригинальной иносказательности».

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

– Я немного исправлюсь и скажу, что на самом деле первым меня поддержал все-таки супруг. А на мои персональные выставки всегда приходит наш посол Армен Авакович Хачатрян, тонкий ценитель искусства, человек, чья оценка, можно сказать, вдохновила меня на художественные подвиги.

– Никогда не задумывались, почему так легко вписываетесь в любой коллектив? Почему вокруг вас – только благожелательные люди?

– Зачем задумываться – я знаю. Мы родом из Советского Союза. Это огромное государство смогло дать нам чувство общности и чувство доверия, дружелюбие, умение подарить улыбку и принять улыбку – качества, которые работают до сей поры. С детства была установка на доброе отношение к людям, которая сказывается везде, где бы мы ни были. Хочу отметить, что в Беларуси во всех поколениях есть это чувство общности. Здесь живут умные, культурные, содержательные люди.

– Когда вернетесь домой, о чем будете вспоминать?

– Беларусь – замечательный этап моей жизни. Я очень рада тому, что он у меня есть. Из Беларуси возьму с собой в Армению теплоту человеческих сердец. Возьму спокойствие, свет радости, который исходит от белорусской земли. А вспоминать буду многое: внутреннюю и внешнюю чистоту и порядочность Минска, величавое, умиротворяющее течение Свислочи…

– Свислочь вас действительно тронула: изображаете ее на своих картинах. В Армении нет таких рек?

– Наши реки бурные, их мало. Армения в основном гористая страна. Беларусь – синеокая. Я с вашими реками разговариваю…

Хочу сказать еще. Полвека назад писатель Андрей Битов создал удивительную книгу «Уроки Армении». А вот книга «Уроки Беларуси», наверное, еще пишется.

Будь я писателем, одним из уроков Беларуси назвала бы психотерапию: здесь с меня сняли несколько психологических панцирей, сказали: не сравнивай себя ни с кем, рисуй, пиши, твори, скажи свое слово. И помогли это сделать. Мне дали в руки смелость.

И эту смелость я тоже возьму с собой в Армению.

Выставка «Душекружение» продлится до 25 марта.

Галерея «Минск-Новости» работает по будням с 9.00 до 17.30. Вход бесплатный, с сопровождающим. Адрес: Минск, пер. Калининградский, 20а.

№ 9

 

Фото Тамары Хамицевич

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ