Перспективы развития столичного предпринимательства и бизнеса в 2016 году

11.800 минчан стали индивидуальными предпринимателями в 2015 году.

Также в столице зарегистрировано почти 4,5 тыс. юридических лиц. Всего в Беларуси число индивидуальных предпринимателей приближается к миллиону. В чем особенность развития предпринимательства и бизнеса в Минске? Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Владимир Карягин.

– Делать бизнес в Минске непросто, но здесь самый выгодный рынок, высокий средний покупательский уровень населения. В городе сосредоточена та часть жителей республики, которая обладает более высоким уровнем заработной платы, квалификации. Отмечу, что инфраструктура столицы, в том числе и рыночная, задает тон экономике всей страны. Многие решения, которые принимаются в Минске, затем воплощаются и в регионах. Мы имеем хороший пример того, как Мингорисполком, Мингорсовет, столичный союз предпринимателей, профсоюзы находят взаимопонимание. Возьмем формирование генерального плана развития города. Оно проходило при широкой консультации с исполкомом, архитекторами, учитывались предложения со стороны бизнеса.

Ведь в ближайшее время серьезно изменится структура самого предпринимательства. Что я имею в виду? Уже сейчас можно вести дела, не выходя из дома, работая за компьютером. Населению не придется переезжать из спальных районов в заводские, в центр. Поэтому помимо крупных торговых сетей будут развиваться магазины шаговой доступности, различные услуги.

– Какие еще примеры тесного взаимодействия бизнеса, предпринимателей и городских властей вы могли бы привести?

– У нас активно действует Совет по развитию предпринимательства. И, как правило, ответственные заместители председателя горисполкома, отдел по развитию предпринимательства комитета экономики фактически ежедневно взаимодействуют с представителями бизнес-сообщества.

Все хотят, чтобы в городе была развита сеть общественного питания. И это не только крупные рестораны и кафе, которые часто закрываются, меняют собственников, проводят ребрендинг. Есть же малые точки. Вот, например, небольшой объект возле ГУМа, который летом, как и многие кафе, выходит за пределы своего помещения и на прилегающей территории открывает павильон, создавая дополнительные рабочие места, предлагая лучшее обслуживание. Понятно, что каждый год, оборудуя такие павильоны, предприниматели несли дополнительные затраты. Они обратились в Мингорисполком, чтобы разрешили эти сооружения оставлять на зиму. Там весьма оперативно приняли решение. И сегодня все точки общественного питания, согласовав с профильными организациями необходимые вопросы, на зиму не сворачиваются, а продолжают работать.

Хочу подчеркнуть, что у бизнеса в деле развития туризма, создания разнообразных услуг и сервисов с председателем Мингорисполкома мысли идут в одном направлении. Мы понимаем, что столичный статус накладывает большую ответственность. Ведь все, что происходит в Минске, рассматривается под увеличительным стеклом.

– Как вы оцениваете перспективы развития именно столичного предпринимательства и бизнеса в 2016 г.? Какие задачи стоят перед ними?

– Планы столичного предпринимательства и города совпадают. Но есть и проблемы. Например, дефицит автосервисов и автомоек. Предприниматели создают подобные предприятия на арендованных у государственных структур площадей, вкладывая приличные деньги. Но иногда, скажу прямо, сталкиваются с некоторым непониманием. Были ситуации, когда вдруг договор аренды разрывался. И владельцу бизнеса говорилось: обойдемся без вас, будем этим заниматься сами. Но отмечу, что власть вмешивается, разбирается с каждым конкретным случаем: продлеваются договоры аренды, оказывается помощь предпринимателям в поиске новых площадок, мест.

Кстати, по этому поводу есть интересные исследования. Несколько лет назад комитет экономики проанализировал, как используются производственные площади на предприятиях государственной подчиненности и частной формы собственности. Оказалось, что частники делают это эффективнее более чем в три раза.

Сегодня в Мингорисполкоме есть понимание того, что для существенной отдачи производственные площади, коммуникации надо передавать в аренду, а в перспективе, конечно же, приватизировать. Многие предприниматели хотели бы арендованные объекты выкупить. Тогда модернизацию, реструктуризацию производств можно проводить на долговременной основе. Это принесет дивиденды. Как правило, инвестиционный цикл – это 6–7 лет.

– С 1 января 2016 г. при реализации товаров легкой промышленности ИП обязаны иметь соответствующие документы и сертификаты. Тем не менее часть индивидуальных предпринимателей пытается вновь поднять бурю в стакане воды, требуя отмены действия документа. Но ведь уже неоднократно им давали отсрочку, чтобы привести свою деятельность в соответствие с новыми правилами. Насколько конструктивна позиция ИП?

– Думаю, что ситуация в ближайшее время разрешится. На самом деле экономика города, республики в целом, других стран развивается в первую очередь усилиями предприятий в инновационной, наиболее производительной сфере. Работа ИП на рынках, других объектах принесла очень большой эффект 20 лет назад, когда существовал товарный голод, дефицит. Но за прошедшие годы отстроилась современная инфраструктура. XXI век – время сетевой экономики, когда торговые центры превращаются в центры досуга, развлечений. В Минске их немало, и они показывают хороший пример обслуживания, обеспечивают высокий уровень комфорта для потребителей. Торговля на открытых площадках будет уходить. Уже и потребитель сегодня другой. Предприниматели должны это понимать.

Требования, которые приняты при образовании Евразийского союза, – наднациональные. И в прошлом году с подачи Союза предпринимателей Президент Беларуси еще на год продлил старые условия работы для предпринимателей. Одновременно Указ № 222 реализовывает то, о чем мы еще семь лет назад говорили. ИП дано право нанимать трех работников – не членов семьи. Уже только по этой причине нет смысла обращаться с требованием отменить указ. Документ дал возможность десяткам тысяч предпринимателей развивать не только торговую, но и производственную деятельность, деятельность в сфере услуг. Мы очень ценим этот указ.

Вместе с тем возникают определенные проблемы. Взять хотя бы Госстандарт, который должен четко прописать процедуру получения сертификата. Сегодня она весьма сложная, длительная и дорогая. Всегда ли реальны затраты, понесенные органами сертификации? Необходимо пересмотреть калькуляцию затрат Госстандарта. На этом нельзя зарабатывать, потому что потом завышенная плата войдет в себестоимость продукции.

– Некоторые эксперты пророчат белорусскому предпринимательству черные времена. Что вы думаете по этому поводу?

– Мы видим большую перспективу развития предпринимательства в Беларуси. Заложены довольно крепкие основы. В столице с помощью властей и усилиями бизнеса созданы инкубаторы малого предпринимательства. Они работают эффективно. Молодежь активна. Сегодня с 14 лет можно заниматься предпринимательством с согласия родителей. Создаются школьные компании. Мы стараемся пораньше привлечь внимание людей через образовательные программы, контактные мероприятия к экономике, технологиям в различных сферах. И в этом мы всегда находим поддержку Мингорисполкома.

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ