Едва отгремела растиражированная масс-медиа прошлогодняя весть о том, что ВОЗ назвала нашу страну самой пьющей в мире, как некоторые СМИ стали всерьез обсуждать и расхваливать новый белорусский бренд. Это… самогон. Дескать, народный напиток способен заявить о Синеокой далеко за ее пределами и привлечь толпы туристов.
Речь идет не о какой-то кустарной бормотухе. Впервые в истории Беларуси первач начали гнать в промышленных масштабах. Пионером стал Слонимский винзавод, презентовавший на днях новинку в одном из столичных баров. В инновацию вложено 5 млрд рублей, объемы выпуска – 300 тыс. литров в год, дальше планируется больше. Производители намерены ослабить позиции традиционной «беленькой» с ее 40 градусами – крепость нового «удовольствия» достигает 47 градусов. Проще говоря, после его употребления крышу будет сносить быстрее. Но – о чудо! На предприятии утверждают, что наутро – никакой головной боли и похмельного синдрома. Сбылась мечта алкоголика.
Представители машиностроительных гигантов и крупных производителей техники, современных химических предприятий и успешных IT-компаний, популярных марок одежды и обуви, качественных продуктов нервно курят в сторонке. У их брендов появился серьезный конкурент. Впрочем, спиртосодержащая жидкость и раньше не топталась в арьергарде достижений отечественного производства. Например, на состоявшейся в Минске 13-й церемонии награждения одного из самых престижных международных конкурсов товаров и услуг «Выбор года – 2014» в Беларуси в номинации «Продукты питания и напитки» высокой награды удостоены определенные марки водки и пива. Так и просится рекламный слоган: «Я выбираю…» А дальше – название победителя-наркотика (не секрет, что этанол относится к наркотическим ядам).
Наблюдая за происходящим, невольно обнаруживаешь двунаправленность действий, предпринимаемых в нашем обществе по отношению к алкоголю. Медики, милиция, социальные службы бьют тревогу: зеленый змий не щадит ни мужчин, ни женщин, ни подростков. Со всем разнообразием вытекающих последствий. Несмотря на то что объемы реализации спиртосодержащей продукции, как утверждает официальная статистика, падают (за исключением слабоалкогольных напитков), в МВД отмечают увеличение количества привлеченных к административной ответственности за распитие спиртного и появление в общественных местах в нетрезвом виде, направленных в ЛТП, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, рост объемов изъятых контрафактных спирта и спиртосодержащей жидкости. Уже мало кого удивляет информация о том, что потребление алкоголя белорусами в два раза превышает среднемировой показатель (максимального значения продажа алкогольных напитков в нашей стране за последние 20 лет достигла в 2011 году – 13,3 литра на душу населения). Могут несколько успокоить данные Национального статистического комитета о том, что на начало 2015 года на диспансерном учете в организациях здравоохранения состояло «всего» 188 тыс. больных алкоголизмом и алкогольными психозами, или 1.986 человек в расчете на 100 тыс. населения. Однако, как утверждают некоторые авторитетные врачи, эту цифру нужно умножить как минимум в 5 раз, чтобы получить более или менее реальную картину. И далеко не последнюю роль в спаивании людей играет самогон, который нынче легализовали. Примечательно, что в Государственной программе национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011–2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.01.2011 года № 27, предусмотрено проведение мероприятий, «направленных на пресечение изготовления, хранения, продажи и приобретения самогона, браги, а также аппаратов для их изготовления». Кстати, самогонный аппарат для Слонимского винзавода изготовили умельцы одной минской фирмы.
С другой стороны, наблюдаем прямо противоположную ситуацию. Виноделов поощряют к новым достижениям, а их заслуги получают широкую огласку. Спору нет, как любой производитель, пивные, винодельческие и ликеро-водочные предприятия не заинтересованы работать на склад и себе в убыток. По данным Белстата, в стране объем продажи алкогольных напитков и пива в абсолютном алкоголе за первое полугодие 2015-го составил 3 млн 660,3 тыс. декалитров, в денежном эквиваленте – 14 трлн рублей.
Как изменит эти цифры налаженный выгон первача, покажет время. Но прежде чем называть самогон новым брендом, может, стоит вспомнить, о чем не говорят в доме повешенного…