Первая экопарковка и платные ЭЗС. Что изменилось для электротранспорта в Беларуси

По белорусским дорогам сегодня колесят свыше 1 600 электромобилей. И это не предел. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Взгляд в будущее

Еще полгода назад мало кто мог подумать, что уже к декабрю 2020-го количество машин с зелеными номерами увеличится в 4 раза. Это произошло благодаря принятым государством стимулирующим мерам по развитию электротранспорта, в первую очередь отмене таможенной пошлины и НДС. Национальный оператор по развитию сети электрозаправочных станций (ЭЗС) ПО «Белоруснефть», которому принадлежит бренд Malanka, прогнозирует дальнейший значительный рост количества электротранспорта. По оценке специалистов, к 2030 г. по дорогам страны может колесить свыше 565 тыс. электромобилей.

Во время Форума по развитию электромобильности E-Mobility 2020, который впервые прошел в Минске, обсуждались дополнительные меры по стимулированию распространения электротранспорта. Например, выдавать льготные кредиты на покупку электромобилей, предоставлять льготное налогообложение компаниям, которые пересадили своих водителей на электрокары, что особенно актуально для служб такси, доставки, каршеринга, разрешить авто с зелеными номерами двигаться по полосе для общественного транспорта, а электрическим грузовикам дать возможность бесплатно пользоваться платными дорогами. Если все необходимое будет сделано, то к 2030-му доля электротранспорта в национальном автомобильном парке может составить около 14 %.

Электрозаправки

Они способны обслужить до 9 тыс. электромобилей ежедневно.

— Наша главная задача — обеспечить комфорт водителям, располагая заправочные станции в удобных местах, — рассказывает заместитель генерального директора ПО «Белоруснефть» Андрей Котик. — Так называемые быстрые ЭЗС устанавливаем возле культурно-спортивных и развлекательных центров, на парковках у супермаркетов и магазинов. Владелец электромобиля подключает авто и отправляется по своим делам. А когда возвращается, машина уже заряжена. Но и в спальных районах столицы водители электрокаров также имеют возможность зарядки.

В 2020 году быстрые станции появились на пр. Рокоссовского, 1, ул. Жуковского, 3, и Коллекторной, 3а. На ул. Уборевича начнется строительство двух супербыстрых станций, на которых зарядить электромобиль можно будет так же оперативно, как заправить бензином обычное авто. В 2021-м в Минске и в областях страны заработают 150 новых электрозаправок, тем самым сеть ЭЗС увеличится до 600.

Стала платной

Зарядка электромобилей на всех станциях Malanka с 1 января стала платной. Стоимость 1 кВт на станциях постоянного тока (быстрые ЭЗС) — 39 копеек, на станциях переменного тока (медленные) — 29 копеек. Оплатить зарядку можно с помощью мобильного приложения, которое в тестовом режиме работает уже несколько месяцев. С введением оплаты электротопливо в нашей стране будет в 2 раза дешевле бензина. Зарядка электрокара на 100 км обойдется примерно в 6 рублей в зависимости от типа заряда. Автомобиль с ДВС потратит на преодоление такого же расстояния около 10 л топлива, что составит 18–20 рублей.

Зарядка электромобилей в Беларуси была бесплатной с 2014 г. — с момента появления первых ЭЗС. Так долго бесплатными станции не были ни в одной стране.

Экологичные парковки

В 2020 году в Центральном районе построена первая экопарковка для электромобилей. Появилась она на ул. Мястровской рядом с домом № 24 и рассчитана на обслуживание одновременно пяти электрокаров. Выглядит объект непривычно: вместо залитой асфальтом площадки — специальный газон, где на траве паркуются и заряжаются электромобили.

— Экологические парковки — это европейский тренд: натуральные газоны, дорожки для пешеходов и зарядные станции не портят ландшафт городских улиц, дворов, не превращают их в бетонные джунгли, — отмечает Андрей Котик. — Поэтому мы решили поэкспериментировать и сделать первую зарядную станцию непохожей на другие — с травяным газоном.

Это первый проект экопарковки сети электрозаправочных станций Malanka. Ранее зарядные станции устанавливались на уже готовых заправках и парковках. Устройство такой площадки простое: на специальный дренаж укладывается газонная решетка, ячейки которой можно засаживать травой или выкладывать камнями. Когда трава прорастает, парковка выглядит как настоящий зеленый газон, который можно с легкостью приводить в порядок обычной газонокосилкой.

Что покупают

Самым популярным у белорусов электрокаром в 2020-м оказался бренд Tesla, в тройку лидеров вошли также Chevrolet и BMW i3. А вот самые бюджетные электрокары с малым запасом хода покупателей интересовали гораздо меньше, чем в прошлые годы. Неизменным осталось то, что на нашем рынке, как и раньше, доминируют машины б/у.

Около 40 % покупателей автомобильных компаний предпочли электромобиль Tesla различных моделей. Наиболее востребованной сегодня остается Model 3, но в страну также ввозили модели Х, S и совсем редкую Y, которых в Беларуси всего несколько штук. Стоимость Tesla начинается от 20 тыс. долларов. При этом около 95 % электрокаров Tesla белорусы покупают на автомобильных аукционах в США.

Вторую строчку по популярности занял электромобиль Chevrolet (модели Bolt и гибридный автомобиль Volt). Их выбрали около 30 % покупателей автоцентров. Водители отдают предпочтение этому образцу за емкость его батареи — Chevrolet Bolt проезжает 400 км на одной зарядке. Стоимость Chevrolet — 16–18 тыс. долларов.

Тройку лидеров продаж замыкает гибридный автомобиль BMW i3 Rex. Его предпочли 15 % покупателей автоцентров. Эта модель имеет не самый большой запас хода, и не всем одинаково нравится необычный внешний вид авто. Но его покупают и любят за то, что при запасе хода 140–280 км (в зависимости от модели) в этом автомобиле есть бензиновый двигатель, это гибрид. А вот Nissan Leaf, который был самым продаваемым в Беларуси с 2018-го, в этом году составил менее десятой части всех продаж.

В 2020-м белорусы открыли для себя и китайский рынок. Электрокары оттуда приходят быстрее, чем из США. Среди популярных — Geely, BAIC, а также полноценный кроссовер BYD Yuan.

В день на отдельных заправках в центре Минска заряжаются до 10 электромобилей. Сеть Malanka готова обслуживать в 10 раз больше авто, чем есть в стране на данный момент, причем любые электромобили из Европы, Китая или США, новые или б/у, способные принимать медленную и быструю зарядку. Однако станции оборудованы европейскими разъемами для зарядки стандарта Type 2, CHADeMo и ССS. Поэтому все, кто заказывает электромобили из Китая, должны помнить: разъемы зарядки китайских электрокаров не подходят под разъемы белорусских ЭЗС. В этом случае придется либо покупать переходник, либо обращаться в сервисный центр, где специалисты заменят зарядный порт на нужный.

Справочно

В начале 2021 г. количество электрокаров в стране достигнет отметки в 2 тыс., к концу 2021-го — 5 тыс., в 2022-м — 25,8 тыс., в 2023-м — 54 тыс., в 2024-м — 82,8 тыс., в 2025-м — 112,2 тыс.

В планах сети Malanka — перейти в 2022 г. от установки быстрых ЭЗС к супербыстрым, что позволит водителям заряжать электрокары за 10 минут на пробег более 340 км.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ