Первые светофоры, советский тепловоз и бомбардировки Вьетнама. Этот день в истории: 5 августа
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 5 августа в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1844 год. В уездном городе Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца родился русский художник Илья Репин
В 28 лет он потряс публику «Бурлаками на Волге», в 35 — «Запорожцами», в 40 — «Иваном Грозным, убивающим своего сына». В 58 лет Репин написал грандиозное, почти мистическое полотно «Торжественное заседание Государственного Совета», а в 80 — мудрый портрет Ивана Павлова.
Публика буквально ломилась смотреть его картины. И не только в России. Когда в Нью-Йорк, в Музей Гуггенхайма, привезли выставку русских художников, самая длинная очередь выстроилась к картине Репина «Бурлаки на Волге». По воспоминанию литературного критика Александра Гениса, какой-то негритенок, наивно распахнув глаза, поинтересовался тогда у него: «Простите, мистер, а который на этом полотне Иисус?».
«Для каждого русского человека поколения моего отца Христос, Толстой и Репин — абсолютные легенды, стоящие рядом на одной полочке», — утверждал в своих мемуарах известный художник-иллюстратор Владимир Милашевский.
Репин был великим портретистом. Ему позировала вся эпоха — люди уникальные, которых он любил, знал, привечал и они отвечали ему тем же.
Репин был натурой творческой, а потому увлекающейся. То вегетарианством, то здоровым сном на холоде… Для всех членов семьи были сшиты длинные мешки, и они каждый вечер отправлялись спать в комнату с раскрытыми окнами. «В холодной, — вспоминала дочь художника, — спали и папа, и мама, и наутро у папы замерзали усы, а снежок сыпался в окно прямо нам на лица».
Жена у Репина была оригиналка под стать ему — ярая пропагандистка вегетарианской еды, она кормила всю семью и гостей каким-то наваром из трав. Зная это, приезжающие к художнику гости тайно привозили с собой ветчину, колбасу, курицу. И потом потихоньку съедали эти припасы в своей комнате, поминутно прислушиваясь, не идет ли кто-нибудь.
1914 год. В Кливленде (штат Огайо) на перекрестке 105-й улицы и авеню Эвклида устанавливают первые в мире светофоры, похожие на современные
У них было два сигнала — красный и зеленый, а при переключении они издавали звуковой сигнал. Светофором управлял полицейский, сидящий в стеклянной будке.
Первые трехцветные светофоры с использованием желтого сигнала появились в 1920 г., и тоже в США. А в СССР первый светофор был установлен 15 января 1930 г. на пересечении Невского и Литейного проспектов в Ленинграде.
1914 год. В ходе начавшейся Первой мировой войны германская армия начинает военную операцию по захвату бельгийской укрепленной крепости Льеж
Хотя крепость пала через десять дней, эта задержка сорвала германский план молниеносной войны. Суть блицкрига состоял в нанесении сокрушительного удара по Франции через территорию Бельгии. В соответствии с этим планом 2 августа Берлин предъявил ультиматум бельгийскому правительству с требованием пропустить через территорию страны германские войска. Брюссель ответил отказом, после чего Германия объявила Бельгии войну.
4 августа германские войска пересекли германо-бельгийскую границу и двинулись в направлении Льежа, который прикрывал переправы через реку Маас. С ходу форсировать реку не удалось, немцы поняли, что для этого Льеж им придется штурмовать. И увязли. Бельгийцы несли тяжелые потери, но держались. Немцам пришлось подтягивать все новые и новые армейские корпуса, а также тяжелую осадную артиллерию. Только 16 августа Льеж пал. Командующий обороной генерал Леман, до конца исполнивший свой долг, был захвачен в плен без сознания.
Кто знает, по какому сценарию пошла бы мировая история, если бы не было этой досадной для немцев задержки под Льежем и армия Германии оказалась под Парижем прежде, чем французы смогли организовать его защиту.
1924 год. Из мастерской Балтийского судостроительного завода выходит первый советский тепловоз ЩЭЛ1
Его торжественно встречали партийные руководители Ленинграда, представители прессы и сам автор проекта Яков Гаккель.
Профессор Геккель почти всегда был первым: в дореволюционной России руководил постройкой одной из первых гидроэлектростанций на Ленских приисках, участвовал в создании трамвайного сообщения в Петербурге, сконструировал несколько самолетов на первом российском авиастроительном заводе, в том числе первый гидросамолет.
Первый тепловоз построили быстро. С момента ассигнования денег в июне 1922 г. до первого выхода готовой машины на пути Балтийского завода потребовалось всего два года и два месяца, включая составление всех рабочих чертежей. А вот с выходом на магистральные пути случилась задержка — вмешалась стихия. В том сентябре Ленинград подвергся сильному наводнению. Вполне готовый и опробованный тепловоз залило водой до рамы кузова, вследствие чего изоляция всех его тяговых моторов оказалась промочена. После просушки ЩЭЛ1 был доставлен на Октябрьский (ныне Московский) вокзал Ленинграда. Его первые пробные поездки приурочили к «красной дате» 7 ноября. В тот день он курсировал из Ленинграда в Обухово и обратно.
До 1927 г. тепловоз эксплуатировался на Московско-Курской железной дороге и на Кавказе. В дальнейшем из-за частых ремонтов был снят с поездной работы и с 1934 г. использовался в качестве электростанции.
1939 год. Летчик Михаил Ююкин совершает первый «огненный таран» против наземной цели
Шел военный конфликт СССР с Японией в районе границ Монголии и Маньчжоу-го, марионеточного государства, созданного японской военной администрацией на территории Маньчжурии. Во время выполнения задания в самолет под командованием батальонного комиссара Ююкина попал зенитный снаряд. Пламя сбить не удалось, и тогда командир приказал всей команде эвакуироваться, после чего направил горящий бомбардировщик на японских военных. Покинуть самолет успел только штурман Александр Морковин, а стрелок-радист Петр Разбойников разделил судьбу Ююкина.
За свой подвиг батальонный комиссар был посмертно удостоен высшей государственной награды Советского Союза — ордена Ленина. Членов его экипажа наградили орденами Красного Знамени.
1964 год. США проводят первую военно-воздушную операцию в Северном Вьетнаме, получившую название «Пронзающая стрела»
Таким образом американцы окончательно и полноценно вступили во Вьетнамскую войну.
21 июля 1954 г. на совещании в Женеве было достигнуто соглашение, положившее конец колониальному господству Франции во Вьетнаме. Вьетнам подлежал временному разделению на две части приблизительно по 17-й параллели — северную, в которой власть уже находилась в руках левых сил, и южную, остававшуюся под контролем назначенной французами администрации. В 1955 г. в южной части Вьетнама была провозглашена Республика Вьетнам, которую возглавил Нго Динь Зьем. Пользуясь поддержкой американцев, он заявил, что Южный Вьетнам не будет выполнять женевские соглашения и объединяться с «северянами». До 1959 г. Северный Вьетнам пытался добиться объединения страны дипломатическим путем, но затем начал поддерживать на юге коммунистическое подполье. Левые повстанцы пользовались в южной части Вьетнама большой популярностью и действовали весьма успешно. При этом США с 1961 г. резко наращивали свою помощь Республике Вьетнам.
К лету 1964 г. американцы окончательно потеряли веру в способность своих союзников сохранить южновьетнамское государство и взяли курс на развязывание военных действий. Для патрулирования берегов Северного Вьетнама они направили в Тонкинский залив военные корабли 7-го флота. До сих пор ведутся дискуссии о том, что конкретно там произошло в первые дни августа и кто стрелял первым — американские эсминцы или торпедные катера вьетнамцев. В 2005 г. были опубликованы материалы, ранее проходившие с грифом секретности, из которых следовало, что американская разведка «умышленно исказила» информацию о якобы двух нападениях вьетнамских катеров. На основании этой информации президент Линдон Джонсон приказал нанести авиаудар по территории Северного Вьетнама. Словом, имела место очередная, но далеко не последняя провокация американцев, используемая в обоснование своего военного вмешательства (вспомним хотя бы пробирку с белым порошком в руках госсекретаря США Колина Пауэлла, которой оказалось достаточно, чтобы начать бомбить Ирак).
В серии налетов 5 августа 1964 г. американская авиация уничтожила около 10 % запасов северовьетнамской нефти, 29 катеров и портовую инфраструктуру.
Война во Вьетнаме стала одной из самых тяжелых в современной истории и длилась почти 10 лет.