«Первые в рейтинге». Интересные подробности о нелегкой работе столичных ЖЭУ

Первое место в рейтинге портала 115.бел занимает ЖЭУ-1 Московского района. Что об этом думают работники самого предприятия и почему не испытывают головокружения от успехов — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Каждый месяц на портале 115.бел обновляется рейтинг организаций. По итогам работы за октябрь в стране лидирует упомянутый выше жилищно-эксплуатационный участок столицы (на 2-м и 3-м местах — городская аварийная служба Минска и цех водонапорно-канализационного хозяйства Мозыря). Приводятся, в частности, такие показатели: выполнено заявок в срок — 93, при этом ни одна не была просрочена или переброшена на следующий период.

Удивительное дело. ЖЭУ-1 Московского района обслуживает 162 дома, в которых около 25 тысяч квартир. И за месяц меньше 100 заявок, причем таких, что коммунальщики сразу пошли и все сделали? Рассказываем, как на самом деле обстоят дела на предприятии, которое временно осталось без руководителя.

В контакте и на проводе

— Первые в рейтинге? — переспрашивает заместитель директора ЖЭУ Татьяна Рогова. — Не слышала. 93 заявки? Странно. Возможно, речь идет только о количестве запросов с портала 115.бел. Точной цифры у нас нет: в октябре производилось переформатирование данных интернет-ресурса.

Специалист показывает распечатку, которая более-менее отражает реальное положение дел с обращениями. Так, за 9 месяцев поступило 11 423 заявки, которые жильцы подали, позвонив по номеру 115, а также 5 письменных претензий. В среднем получается более 1 200 в месяц. Это не считая обращений, направленных в ЖЭУ с прямых линий, приемов по личным вопросам, встреч с населением по месту жительства.

Многие горожане до сих пор неверно истолковывают функции контакт-центра ЖКХ и не знают, что могут, как и прежде, по любым вопросам обращаться напрямую в ЖЭУ — по телефону или при личном посещении, обращает внимание Татьяна Рогова. Более того, на сайте ЖКХ района, на досках информирования в подъездах указаны номера мобильных телефонов рабочих по комплексному обслуживанию зданий (хаус-мастеров). Им можно позвонить и сообщить о каких-то дефектах в доме или во дворе, о проблемах в теплоснабжении.

— Вспомним шквал обращений в связи с завоздушиванием батарей после включения отопления. Очередь из желающих дозвониться на 115 превышала 100 человек. Те, кто хотел починить розетку или отрегулировать сливной бачок в унитазе, сразу клали трубку. Многие обращались в службу «115» по нескольку раз только потому, что к ним в квартиры не приходили сантехники. А им и не нужно было этого делать: в большинстве случаев для развоздушивания достаточно повернуть вентиль в подвальном или чердачном помещении. Другая актуальная тема: как быстро ЖЭУ должно выполнить заявку? Это зависит от ее характера. На одни необходимо отреагировать немедленно, на другие — в течение суток, на третьи отводится от 2 до 7 дней. Все прописано в Техническом кодексе установившейся практики (45-1.04-305-2016). Часть обращений может быть отложена на непродолжительное время, если они относятся не к техобслуживанию, а к текущему ремонту. Для их выполнения ЖКХ района проводит процедуру закупок, то есть выбирает подрядчика на конкурсной основе. По итогам 9 месяцев у нас оставались в работе около 20 заявок, потому что они касались текущего ремонта разной сложности. Повторюсь: решить многие вопросы, получить консультацию можно, позвонив в ЖЭУ, — подчеркивает замдиректора.

Бремя свободы

Жилищно-эксплуатационные участки, с одной стороны, получили независимость как подрядчики, а с другой — остаются государственными предприятиями с длинным списком обязательств и определенными рисками, делится мнением экономист ЖЭУ-1 Московского района Елена Лихачева:

— У ЖЭУ основные направления деятельности — это техническое обслуживание жилфонда, санитарное содержание мест общего пользования и придомовых территорий. По ним предприятие участвует в конкурсах наравне с другими ЖЭУ и частными организациями. В случае победы мы выполняем виды и объемы работ под имеющиеся в распоряжении суммы. Теперь представьте: случилось затопление квартиры через кровлю. Ущерб возмещает ЖЭУ из собственных средств. Заработать их предприятие может только двумя способами. Первый — оказание платных услуг населению. По ним даже план доводится — 24 тысячи рублей в текущем году. Беремся за все заявки, которые в силах выполнить. Второй способ — участие и победа в тендерах по текущему ремонту. Однако после всех вычетов на зарплату, премии, налоги и многое другое чистой прибыли почти не остается. Неудивительно, что в Минске частные организации еще ни разу не выигрывали конкурс на техобслуживание, а желающих побороться за право убирать дворы и подъезды — единицы.

Разделение функций заказчика и подрядчика, конкурсы, конкуренция — все это хорошо, согласна экономист. Но то, что работает в одних сферах, может давать сбои в других. Вот и ЖКХ имеет свою специфику.

— Приведем пример, — продолжает инженер Вероника Кухарчик. — Летом ЖЭУ участвовал в конкурсе на установку светодиодных светильников в подъездах. Победила коммерческая организация, заявив цену ниже. Светильники смонтировали, но они постоянно выходят из строя. Так как за освещение мест общего пользования отвечает наше предприятие, пишем письма фирме-установщику с требованием устранить недоделки, а сами временно вкручиваем в патроны обычные лампы накаливания. Гарантийный срок на новые светильники — 2 года, потом их ремонт и замена станут проблемой обслуживающей организации и заказчика — ЖКХ района.

Камень преткновения в том, что между техобслуживанием и текущим ремонтом проходит довольно тонкая грань, поясняют в ЖЭУ. Например, прохудившийся отрезок трубы длиной до 2 метров можно заменить в рамках техобслуживания, но если он, скажем, 2 метра 5 см, то уже районное ЖКХ проводит тендер, выделяет средства, выбирает подрядчика. Тендер, допустим, выигрывает сторонняя фирма. Какой у них интерес? Получить деньги, и чтобы в течение гарантийного срока не выявились дефекты. ЖЭУ, который будет эксплуатировать и обслуживать трубу, остается лишь надеяться на лучшее.

— Было бы целесообразнее, чтобы обслуживающая жилфонд организация выполняла на внеконкурсной основе и тот ремонт, который в состоянии осилить, — резюмирует Татьяна Рогова.

Справочно

По вопросам ЖКХ можно не только звонить по номеру 115, но и обращаться непосредственно в ЖЭУ.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ