Первый перелет через Ла-Манш, открытия Галилея, «Любовь и голуби». Этот день в истории: 7 января
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 7 января в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1610 год. Галилео Галилей открывает спутники Юпитера
Первоначально в ночь на 7 января Галилей с помощью созданного им телескопа с увеличением в 32 раза обнаружил три спутника и считал их неподвижными звездами около Юпитера. Но, продолжив наблюдение, открыл в последующие дни четвертый спутник, а также обнаружил обращение этих небесных тел вокруг Юпитера.
«Теперь имеется не только одна планета, обращающаяся вокруг другой и вместе с последней — вокруг Солнца, но целых четыре, путешествующих и вокруг Юпитера, и вместе с ним — вокруг Солнца», — записал Галилей.
Никогда еще научные открытия не производили столь ошеломляющего впечатления на культурный мир. Даже коронованные особы стремились обзавестись телескопом.
На сегодня ученым известно 67 спутников Юпитера, среди которых галилеевы — самые крупные.
1785 год. Первый перелет через Ла-Манш
Его совершили на воздушном шаре французский воздухоплаватель Жан-Пьер Франсуа Бланшар и американский естествоиспытатель доктор Джон Джеффрис.
Это путешествие, начавшееся на английской стороне в окрестностях Дувра, едва не закончилось трагедией — во время полета вдруг установился штиль, и воздушный шар стал снижаться над морем.
Бланшар и его пассажир принялись спешно выкидывать из корзины разнообразный балласт — якоря, ручной пропеллер, обшитые шелком весла. Но водная гладь неумолимо приближалась. В отчаянии воздухоплаватели стали бросать в море личные вещи и даже одежду, что в это время года сродни подвигу. Благо через какое-то время ветерок подул снова. Он и донес аэростат к французским берегам. Спустя два часа после взлета воздушный шар опустился в Кале, власти которого присвоили отважным аэронавтам звание почетных граждан. На месте их приземления впоследствии был установлен монумент.
1960 год. Ли Харви Освальд приезжает в Минск, где проведет два года
Сразу после убийства президента Кеннеди тот факт, что главный подозреваемый в совершении этого преступления ранее проживал в белорусской столице, дало американской прессе и отдельным политическим деятелям повод подозревать в причастности СССР. Тогда по решению советского правительства американцам в конфиденциальном порядке были переданы документы КГБ о пребывании Освальда в Минске, свидетельствовавшие о необоснованности подобных подозрений.
Освальд прибыл в Москву туристом осенью 1959 г. и обратился с просьбой о предоставлении ему политического убежища и советского гражданства. Спецслужбам он был неинтересен, поскольку не мог сообщить ничего такого, о чем бы они не были осведомлены. Его хотели было отправить восвояси, но парень оказался настырным. После попытки самоубийства, предпринятой им в номере московской гостиницы, Освальда откачали, успокоили и дали разрешение на проживание в Минске — подальше от Кремля, но в крупном центре. В белорусской столице ему выделили квартиру, трудоустроили. Освальд обзавелся друзьями, завел семью. По вечерам ходил на танцы и в кино. В общем, вел обычную жизнь. Но под колпаком КГБ: по сути, ему устроили вариант советского «Шоу Трумана».
По материалам спецслужб вкупе с личными дневниковыми записями самого Освальда, легко воспроизвести его жизнь в белорусской столице.
Еще в Москве на первое время для жизни ему выдали 5 тыс. рублей. По прибытии в Минск Освальд тут же запросил встречи с тогдашним мэром города Василием Шараповым.
Из дневника Освальда: «8 января. Встречаюсь с мэром города, товарищем Шараповым, который приветствует меня в Минске и обещает бесплатную квартиру в ближайшее время. Он предупреждает меня о «некультурных людях», которые иногда оскорбляют иностранцев».
Меблированная квартира, которую выделили Освальду, была мечтой любого советского человека — именно так охарактеризовал ее сам американец. Хоть и однокомнатная (холостяку больше не полагалось), зато в самом центре города, у площади Победы, с панорамным видом на Свислочь. Правда заселился он в нее только через два месяца. Жилье надо было «улучшить», на деле — подготовить для контроля над жильцом.
На первое время американца поселили в гостинице «Минск», лучшей в городе. Постоялец питался исключительно в ресторане.
Через неделю после приезда в Минск Освальда устроили работать на Минский радиозавод им. Ленина, который был в десяти минутах ходьбы от его будущей квартиры. Работу подобрали непыльную.
Из дневника Освальда: «Работаю контролером, слесарем, зарплата 700 рублей в месяц. Работа очень легкая. Быстро учу русский язык. Все очень отзывчивые и добрые. Встречаю много рабочих моего возраста, у каждого свой характер, все хотят про меня знать, даже предлагают провести собрание, чтобы я про себя рассказал. Вежливо отказываюсь. Живу богато и очень доволен. Получаю помощь от Красного Креста, 5-го дня каждого месяца. Это 700 рублей. В целом у меня выходит 1 400 рублей. Почти как у директора завода».
Освальд не был пуританином. По вечерам спешил на танцы во Дворец профсоюзов и часто уходил оттуда с новой девушкой. 17 марта 1961 г. он познакомился здесь с Мариной Прусаковой, через два месяца они поженились. После свадьбы ходить на танцы Освальд перестал — у молодой семьи были другие развлечения: они ходили в кино, в гости к друзьям и родственникам, выезжали за город.
Вообще Освальд оказался редкостным киноманом: посещал все кинотеатры города, а не только ближайшие. Из документов КГБ известно, что только в сентябре 1960 г. он посмотрел «Партизанскую искру», «Командира отряда» и — дважды — французскую ленту с Брижит Бардо «Бабетта идет на войну».
В феврале 1962 г. у Ли Харви и Марины родилась дочь, а спустя 4 месяца они все втроем навсегда покинули Минск и СССР.
Уже после 8 месяцев пребывания в белорусской столице Освальд понял, что попал не в ту страну, какую себе нафантазировал. Из личного дневника: «Чем лучше мой русский язык, тем больше я понимаю, в каком обществе живу. Массовая гимнастика, принудительные совещания-политинформации после работы, обязательное посещение лекций и отправка всего цеха (кроме меня) в колхоз на уборку картофеля. Сбор урожая является «патриотическим долгом». Рабочие считают, что это большая головная боль. Они, кажется, не в восторге от коллективных обязанностей».
А вот запись, сделанная за месяц до отъезда: «Я начинаю пересматривать свое желание остаться. Работа — отстой, мне негде тратить деньги. Нет ночных клубов или боулингов, нет мест отдыха, кроме профсоюзных танцев. Меня все достало».
Через полтора года, 22 ноября 1963 г, будет застрелен президент Джон Кеннеди. Главным подозреваемым в преступлении станет 24-летний сотрудник школьного книгохранилища Ли Харви Освальд. Предстать перед судом ему будет не суждено — во время перевода из полицейского управления в окружную тюрьму он будет смертельно ранен в живот владельцем ночного клуба Джеком Руби и скончается в той же больнице, где двумя днями ранее отошел в мир иной 35-й президент США.
1985 год. На экраны выходит лирическая комедия «Любовь и голуби»
Поначалу это была пьеса, которая с успехом шла во многих театрах страны. Там ее и увидел режиссер Владимир Меньшов, искавший сценарий для нового фильма. В основе сюжета — реальная история семьи Василия и Надежды Кузякиных, живших в городе Черемхово Иркутской области, на родине автора пьесы и киносценария Владимира Гуркина.
Картину несколько раз возвращали на доработку, ругали, говорили, что Меньшову изменило чувство вкуса. Госкино отказывалось принять фильм из-за того, что в нем «много пьянства», что шло вразрез с политикой того времени. Однако Меньшов стоял на своем: «Переделывать картину не буду». Все же после долгих споров и незначительных поправок «Любовь и голуби» пропустили в прокат.
Любопытно, что роль главного героя могла достаться и не Александру Михайлову, который поначалу сам от нее отказался, ссылаясь на занятость. Пробовались и Николай Лавров, и Виктор Борцов, и Борис Сморчков, ранее сыгравший в картине Меньшова «Москва слезам не верит». Меньшов рассматривал на Васю Кузякина и любимого своего актера Сергея Юрского, но потом взял его на другую роль — дяди Мити.
Режиссер признавался, что сам долго не мог понять, какой именно Вася ему нужен. Но как только на съемки в последний момент все же приехал Михайлов и произнес первые слова роли, Меньшов с облегчением вздохнул: «Вот он какой, Вася!».
Баба Шура — Наталья Тенякова и дядя Митя — Сергей Юрский и в жизни были мужем и женой. Удивительно, насколько достоверно эта одна из самых интеллигентных пар Санкт-Петербурга сыграла деревенских жителей. В исполнении Юрского, которому тогда не было и 50 лет, деревенский дед получился смешным и театральным. Меньшов рассказывал, что с назначением Юрского сразу пошла театрализация всего действа.
Пробу Натальи Кустинской на роль Раисы Захаровны забраковал худсовет. Когда эту роль согласилась играть Людмила Гурченко, ее сразу же утвердили.
Отвечая на вопрос, какой эпизод в фильме ему более всего дорог, Меньшов говорил: «Мне дорог кадр, который мы обстоятельно готовили, придумывали, расписывали: показываем, как из двери избы Михайлов падает прямо в воду, камера выезжает, опускается на воду и снимает, как он выныривает уже без костюма, обращается к Гурченко, потом они вместе плывут к берегу и идут по пляжу. Все это было снято в одном кадре!»
2000 год. В Москве в возрасте 75 лет умирает эстрадный танцовщик и хореограф, народный артист СССР Махмуд Эсамбаев
На Кавказе считалось, что танцы не профессия для мужчины, но для Эсамбаева танец стал не просто работой, он стал для него жизнью. «Живая легенда» — последний и самый почетный титул, присвоенный артисту поклонниками его таланта.
Великий танцор был родом из чеченского селения Старые Атаги. Танцевать начал очень рано. Ни одна свадьба в окрестных селах Чечни не проходила без пляски 8-летнего Махмуда.
Во время Великой Отечественной Эсамбаев танцевал для солдат, воевавших на Северном Кавказе. Ранение в ногу не изменило его судьбу — во всем мире Эсамбаев прославился как «король танца». Выдающийся танцор и хореограф, он создал школу народного танца и был поистине народным артистом.
Эсамбаев и вне сценического образа никогда публично не снимал свою папаху. Он был единственным человеком в СССР, которому разрешили сфотографироваться на паспорт в головном уборе. Композитор Никита Богословский однажды заметил: «В театре два неудобных места — за колонной и за папахой Махмуда Эсамбаева».