f94bd23a 8537 4a48 b0c6 367e34f665b5

ПЕСНИ ПОБЕДЫ. Как фольклорная версия песни «Огонек» стала популярнее оригинала

Стихотворение «Огонек» было написано Михаилом Исаковским в 1943 г., однако песня появилась официально лишь в 1947-м, причем уже была известна на всю страну. Почему народная версия слов и мелодии этой песни стала популярнее написанной профессионалами — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

33

Сарафанное радио

Девятнадцатого апреля 1943 г. в газете «Правда» опубликовали стихотворение М. Исаковского «Огонек». Оно повествует о том, как важна верность жен и подруг, оставшихся в тылу. Говорили, Михаил Васильевич сочинял под впечатлением шедевра Константина Симонова «Жди меня». Увы, столь проникновенной оды на манер «…я вернусь, всем смертям назло…» у Исаковского не получилось. Ведь свое стихотворение Симонов создал, побывав в аду сражений под Могилёвом. Его пером водила любовь к актрисе Валентине Серовой. А Исаковский в 1940-е, вероятно, не имел острых лирических переживаний. Потому поэт подошел к делу как великий ремесленник:

На позицию девушка
провожала бойца
темной ночью простилася
на ступеньках крыльца,
и пока за туманами
видеть мог паренек,
на окошке, на девичьем,
все горел огонек.

Далее красной нитью проходит мысль, что на душе у юноши радостно после каждого письма возлюбленной. Поэтому он крепче бьет врага за советскую Родину.

34

Феномен истории этой песни в том, что официально она появилась и прозвучала по радио лишь в 1947-м. Но к тому моменту шлягер знала вся страна в несколько ином виде. Произошло вот что. Как только в 1943 г. газета с такими строками попала на фабрики, в колхозы, дома, а главное, во фронтовые окопы, стихи стали напевать под мелодии, известные с довоенных времен. Размер и ритм произведения свободно ложился на банальные три аккорда. Однако самое интересное в том, что неизвестный, явно талантливый человек, сделал свою интерпретацию текста, альтернативную идеалистической версии. В ней после вышеприведенных строк о проводах и расставании автор переделки без цинизма излагает то, что наверняка наблюдал не раз: «Не прошло и полмесяца, парень шлет письмецо: «Оторвало мне ноженьку, повредило лицо. Если любишь по-прежнему и горит огонек, приезжай, забери меня, мой любимый дружок». А девица отвечает: мол, прошла любовь. Встретилась с другим, с золотыми погонами. Так что «ковыляй потихонечку, про меня ты забудь, заживет твоя ноженька, проживешь как-нибудь». В развязке оказывается, что боец жив и здоров. При переписке он заподозрил неладное и притворился калекой, чтобы проверить подлинность чувств возлюбленной. Потом в орденах и на обеих ногах вернулся в родное местечко. Увидев, что он в порядке, да еще и герой, девушка бросилась ему на шею, дескать, навеки твоя. А парень произнес: «Между нами все кончено и погас огонек. Ты любовь постоянную променяла на ложь. Ковыляй потихонечку, как-нибудь проживешь».

Каким-то чудом фольклорная версия разлетелась по всем фронтам. А когда в 1945-м миллионы выживших вернулись в родные места, спели ее по всей стране. Именно этот вариант знали больше оригинала и исполняли на деревенских посиделках и в городских парках.

35

Расследование и самозванцы

Музыка песни тоже не без парадоксов. После публикации стихотворения Исаковского самые знаменитые советские композиторы пытались сочинять собственные варианты. Но ни у Матвея Блантера (с ним поэт создавал известные творения), ни у Льва Шварца не получилось сочинить мелодию, похожую на ту, с которой песня стала популярна в народе. Пыталась целая когорта композиторов. Музыка рождалась, даже выпускали пластинки. Однако они не имели успеха. В итоге в Союзе композиторов СССР собрали комиссию. Та сделала вывод: неизвестный сочинил мелодию на мотив довоенного танго Już nigdy («Уже никогда»), написанного польским маэстро Ежи Петерсбурским. В конце 1930-х он был популярен в Союзе. На его хит «Последнее воскресенье» советский литератор Иосиф Альвек сочинил стихи «Утомленное солнце». Песня пользовалась популярностью. В сентябре 1939-го вместе с оркестром музыкант бежал в БССР из западной Польши, которую оккупировали гитлеровские войска. Первый секретарь ЦК КПБ Пантелеймон Пономаренко принял Ежи в Минске. Чиновник любил джаз и хотел, чтобы белорусские джазовые коллективы конкурировали с оркестром Леонида Утёсова. Ансамблю Петерсбурского присвоили статус государственного. Он колесил с гастролями по СССР. В 1940-м в номере минской гостиницы «Беларусь» (ул. Кирова, 13) сочинил музыку песни «Синий платочек». Автором слов стал драматург Юрий Галицкий.

Что касается «Огонька», то, поскольку музыка позаимствована фрагментарно, Ежи автором не признали. А интерпретатора мелодии так и не нашли. До сих пор мотив считается народным. Впервые песня на слова Исаковского прозвучала по радио в 1947 г. в исполнении Владимира Нечаева, который обрел популярность в 1940–1950-х в дуэте с Владимиром Бунчиковым. Аккомпанировал эстрадный оркестр Радиокомитета под управлением Виктора Кнушевицкого. Именно последний сделал первую музыкальную редакцию народной мелодии, запись и обработку того напева, который пять лет передавался из уст в уста, с живого голоса на живой.

На протяжении десятилетий то в Израиле, то в российской провинции появлялись люди, пытавшиеся выдать себя за сочинителей этих нот. Когда в 1964-м возник еще один такой, М. Исаковский сказал: «Если бы я сам пытался напеть свое стихотворение, то, подбирая мелодию, наверное, был бы близок к той, которая стала столь популярной».

В День Победы, на юбилеях, связанных с военными событиями, шлягер вспоминают и сегодня. Наряду с «Катюшей» «Огонек» — самая известная русская хоровая песня в Японии. Только исполняют ее менее ритмично, чем в отечественной версии.

Еще материалы рубрики:

ПЕСНИ ПОБЕДЫ. Как из песни про лучок и картошку появилась «Лизавета», и кто исполнил ее страннее всех

ПЕСНИ ПОБЕДЫ. Как «Марш артиллеристов» стал гимном Победы за полгода до взятия Берлина

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Летом из Минска пустят прямой автобус в Сочи

Белорусский перевозчик запускает прямой автобус из Минска в Сочи с 26 июня. Обратно можно будет добраться с 28 июня, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

annie spratt tg822f1xzt4 unsplash

Фото unsplash.com, носит иллюстративный характер

Далее регулярные рейсы будут отправляться каждые четыре дня.

Отмечается, что в пути пассажиры проведут приблизительно 34 часа. К слову, тот же путь поезд проезжает почти за двое суток.

На рейсовом автобусе можно доехать и до других популярных курортных мест. Среди них — Джубга, Лермонтово, Новомихайловский, Ольгинка, Туапсе, Лазаревское.

В Беларуси автобус заезжает в Бобруйск, Жлобин и Гомель. В России предусмотрены остановки в Брянске, Воронеже, Ростове-на-Дону, Краснодаре и других городах.

Стоит отметить, что маршрут будет актуален и для тех, кто планировал поездку в Абхазию. Транспортное средство прибывает в Адлер и к погранпереходу «Псоу» на российско-абхазской границе.

Почти 3 800 диких животных погибли на дорогах Беларуси в 2024 году

В 2024 году в результате ДТП на территории республики погибли около 3 800 особей. Среди них порядка 1 000 лосей, около 2 500 косуль, 158 оленей. Об этом журналистам 21 мая рассказал представитель НАН Беларуси, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

eab1d5b7554912b940178767f4100184

Как рассказал заместитель генерального директора по научной и инновационной работе Научно-практического центра НАН по биоресурсам Павел Гештовт, одним из главных факторов риска преждевременной утраты диких животных остаются дороги. И с каждым годом печальная статистика растет. Этот критерий, по мнению ученых, необходимо учитывать при регулировании численности диких животных.

— Популяции диких животных обитают не в закрытой системе, где отсутствует хозяйственная деятельность человека, и в этом главная сложность, — пояснил П. Гештовт.Они живут и размножаются на территориях, где ведется интенсивное сельское или лесное хозяйство; в местах, которые изрезаны линиями электропередач, автомобильными и железнодорожными трассами и т. д. Поэтому необходимо управлять животным миром с учетом интересов всех сторон.

Он уточнил, что проблема столкновений автомобилей с дикими животными на дорогах характерна и для крупных европейских стран. В Германии в 2024 году в результате аварий погибли более 230 тыс. животных. В том числе 200 тыс. косуль, почти 3 000 благородных оленей, около 5 000 ланей и 15 тыс. диких кабанов. Такая ситуация сложилась в ряде западных стран давно, но каких-то кардинальных путей ее решения не удалось найти. Поэтому ученые призывают водителей быть внимательными на дорогах, особенно в вечернее и ночное время. Не лишним будет изучение карты мест обитания крупных популяций диких животных и путей их миграции.