ПЕСНИ ПОБЕДЫ. Как «Марш артиллеристов» стал гимном Победы за полгода до взятия Берлина
В ноябре 1944 года под эту мелодию бойцы увидели на киноэкранах Победу: встречу влюбленных после войны и торжественный салют над Спасской башней Кремля. Как «Марш артиллеристов» стал узнаваемым военным шлягером и в каких фильмах звучал, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Без сомнений
В 1943-м в Ташкенте режиссер Иван Пырьев снимал ленту по сценарию Виктора Гусева «В 6 часов вечера после войны». По сюжету артиллерист Василий Кудряшов (Евгений Самойлов) и его приятель Павел Демидов (Иван Любезнов), находясь на фронте, получили посылку от детей и работников садика. В коробке кроме продуктов оказался снимок ребят с воспитательницей Варей (Марина Ладынина). Приехав в Москву на побывку, офицеры решили навестить маленьких помощников фронта. Однако выяснилось, что тех эвакуировали, а Варя живет в здании садика. У нее завязался короткий роман с Кудряшовым. После начала бомбежки пара поднялась на крышу одного из домов, где девушка дежурила — тушила зажигательные бомбы. Молодые люди поклялись друг другу, что встретятся в 6 часов вечера после войны на Каменном мосту у Кремля.
По сценарию Варя погибала и лишь представляла послевоенную встречу перед смертью. Но Пырьев не хотел разочаровывать зрителей и решил подарить им счастливый финал.
Как вспоминала Ладынина, война была в самом разгаре. Люди продолжали погибать. Веселый фильм с песнями, да еще и с Победой в финале тревожил сомневавшихся членов съемочной группы. Не колебался только режиссер. Иван Александрович воевал во время Первой мировой, его наградили двумя Георгиевскими крестами, он переболел тифом. В Гражданскую войну пошел на фронт красноармейцем. А в 1941 году отправился воевать добровольцем, однако Сталин его лично возвратил на полпути.
В 1944-м киногруппа возвратилась в Белокаменную. Натуру снимали в Истре, а также в обледенелых павильонах «Мосфильма». Студию не отапливали.
В таких условиях нужно было оставаться одухотворенными, работая над картиной-фантазией.
Деятельно извинился
В 1936 году композитор Тихон Хренников сдавал выпускные экзамены в Московской консерватории. За свою дипломную работу — Первую симфонию, которая стала популярной и исполнялась даже в США, он вместо оценки «отлично» по настоянию классика Сергея Прокофьева получил «хорошо». Хренников был огорошен. Позже мэтр понял свою ошибку и ждал удобного случая, чтобы извиниться перед молодым человеком, и не просто устно. Когда в 1941-м Иван Пырьев предложил Прокофьеву написать музыку для фильма «Свинарка и пастух», тот сослался на занятость и порекомендовал Тихона. Молодой музыкант великолепно справился с задачей. Пырьев в лице Хренникова обрел соавтора-мелодиста. Спустя два года для ленты «В 6 часов вечера после войны» попросил создать «Марш артиллеристов». Слова сочинил Виктор Гусев. Припев в изначальной редакции таков:
Артиллеристы, Сталин дал приказ!
Артиллеристы, зовет Отчизна нас!
Из сотен тысяч батарей
За слезы наших матерей,
За нашу Родину — огонь! Огонь!
Впервые произведение исполнил Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски СССР.
В фильме звучат еще пять музыкальных композиций. Из известных — «Песня защитников Москвы» композитора Бориса Мокроусова на слова Алексея Суркова. Правда, военный шлягер сочинили вовсе не для этой картины, а еще осенью 1941-го. В качестве военкора Сурков тогда поехал на передовую, попал в окружение. Вернувшись, понял: все, что может сделать поэт в ситуации бедствия, — бросить стихотворный клич. И написал:
Для счастья своими руками
Мы строили город родной.
За каждый расколотый камень
Отплатим мы страшной ценой.
Песня прозвучала в документальной ленте «Разгром немецких войск под Москвой», удостоенной премии «Оскар» в 1943-м. В фильме Пырьева произведение использовали вторично, но оно стало символичным для государства, потому вопрос об эксклюзивности не стоял.
Смерть и долгая жизнь
Когда после 16 ноября 1944-го вся страна и бойцы на фронтах увидели на экранах встречу воспитательницы Вари и Василия Кудряшова на Каменном мосту под победную канонаду салюта у стен Кремля, тревоги и опасения Ладыниной и съемочной группы рассеялись. Такая точка была нужна, она цементировала веру в Победу, до которой оставалось еще полгода. С фронта писали: «Победу увидели, теперь и погибать не страшно в бою!». Влюбленные начали назначать свидания именно в месте встречи главных героев! Армии предстояло освободить города Европы и взять Берлин. Картина, очевидно, прибавила боевого духа!
«Марш артиллеристов» оставался популярным и в последующие годы. В 1946-м за ленту «В 6 часов вечера после войны» ее актеров, а также Ивана Пырьева, Тихона Хренникова, Виктора Гусева удостоили Сталинской премии. Правда, последнего — посмертно. Деньги и наградные документы получили родственники. За два года до этого, 23 января 1944-го, Гусев и Хренников, подружившиеся во время совместной работы, пришли в Дом актера, где в дни войны открыли первый в Москве ресторан. Сели за стол, попросили меню и сделали заказ. У сценариста сразу же случился острый инфаркт. Он скончался на месте. Кстати, его внук, спортивный комментатор Виктор Гусев, живет на улице, названной в честь деда.
Текст марша неоднократно редактировали. В 1954-м из припева удалили имя Сталина. Строчки стали звучать так: «Артиллеристы, точный дан приказ! Артиллеристы, зовет Отчизна нас!» Какова же была вера в силу произведения, если спустя 30 лет после написания, в ходе кампании по укреплению авторитета КПСС, слова «в честь армии родной» заменили на «в честь партии родной».
Военный шлягер звучит в исполнении персонажей и во многих более поздних фильмах. Например, в голливудском «Враг у ворот» и российском «Утомленные солнцем 2: Предстояние». В обеих картинах события происходят в 1941-1942 годах, до написания произведения. Это значит, что герои лент не могли знать марш.