Пилатес, йога, ушу – какие еще направления появятся в центрах допобразования в новом учебном году

Уроки уроками, однако в свободное время детворе подавай занятия для души, чтобы приложить таланты и способности.

О том, чем ребята смогут занять себя в новом учебном году, беседуем с председателем комитета по образованию Мингорисполкома Михаилом Мирончиком.

– В учреждениях дополнительного образования сегодня действуют свыше 6.000 объединений по интересам. Обучение ведется по 12 профилям, – отмечает Михаил Владимирович. – В прошлом году в Минске провели оптимизацию численности кадрового состава, что привело к сокращению числа объединений на 129 кружков по сравнению с 2013-м. Однако постепенно ситуация выровнялась и сейчас достаточно стабильна.

В нынешнем году в учреждениях допобразования занимались более 75.000 учащихся – это 45 % от числа всех школьников Минска.

– Какие объединения по интересам востребованы у ребят?

– Наиболее притягательным на протяжении уже многих лет остается художественный профиль. Так, декоративно-прикладному и изобразительному искусству отдает предпочтение 41 % учащихся. Особенной популярностью в последнее время пользуется скрапбукинг – изготовление открыток-коллажей.

Почти 22 % подростков выбирают техническое творчество. Направление относится к социально значимому развивающему досугу, поскольку позволяет решать целый комплекс задач. Во-первых, это ресурс для подготовки будущей профессиональной элиты инженерно-технических кадров высокой квалификации. Во-вторых, направление имеет ярко выраженный профилактический и социально-реабилитационный потенциал в упреждении противоправного и асоциального поведения, распространения ранней алкоголизации, наркотической и иных видов зависимостей. В-третьих, техническое творчество в большей степени, нежели другие профили, способствует начальной профессиональной подготовке по специальностям, широко востребованным на рынке труда. Более 33 % учащихся отдают предпочтение получению навыков в сфере информационных технологий.

По-прежнему востребовано хореографическое направление. К примеру, особой популярностью у молодежи пользуются пластические танцы, чирлидинг (пластико-эстетические группы поддержки).

В последнее время также возрастает интерес к национальной традиционной культуре: школьникам интересно работать с глиной, делать традиционные куклы-обереги, постигать основы народного ткачества.

Популярны паркур, школа выживания, городские уличные танцы (брейк-данс и хип-хоп), скейт­бординг, экстремальные виды спорта, требующие общефизической подготовки (горный слалом, скалолазание), контактное жонглирование разными световыми предметами. Так, с прошлого года на базе Центра дополнительного образования детей и молодежи «Виктория» Партизанского района действует ресурсный центр по направлениям городской уличной культуры для подростков – клуб «ProКач».

Еще одно приоритетное направление – психология. Изучать ее для бесконфликтного общения и самопознания хотят 35 % учащихся. Историко-культуроведческая деятельность, которая включает организацию работы музеев, исторические реконструкции, современные медийные технологии, привлекательна для 28 % учащихся.

Большой интерес у молодежи вызывают также оздоровительные программы различной направленности – объединения «Вместе здорово», «Мама и малыш», «Психология для каждого», Bodybalet, «Фортепиано» для детей с особенностями психофизического развития и другие.

– Какие новые формы работы появятся в центрах допобразования в новом учебном году?

– В числе новых направлений – пилатес, йога, восточные единоборства ушу и кунг-фу, cтудии авиатехники и экспериментального моделирования, кружки «Техно-арт», «Юный исследователь» и другие.

– Насколько востребованы платные услуги?

– В 2015 году в системе дополнительного образования действовали чуть более 5.000 бюджетных объединений по интересам, на платной основе – более 1.000 кружков. Соотношение бюджетных и платных объединений следующее: в 83 % объединений учащиеся занимаются бесплатно, в 17 % кружков – платно. В целом на протяжении трех лет наблюдается тенденция к увеличению платных услуг.

– Характерен ли для учреждений допобразования дефицит кадров? Если да, то как решается проблема?

– Сегодня в столице работают более 2.000 педагогов дополнительного образования. Еще свыше 3.000 учителей в средних общеобразовательных школах также ведут занятия в различных объединениях. Особенность работы таких педагогов заключается в том, что они сами авторы и разработчики своих программ. Им необходимо увлечь детей чем-то новым и интересным и позаботиться о том, чтобы воспитанники сохраняли интерес к занятиям на протяжении всего времени обучения.

Примечательно, что в структуре кадрового корпуса учреждений допобразования преобладают педагоги с большим опытом работы – их число составляет 54 %. В нынешнем году количество вакансий сократилось на 27: если в прошлом году их было 134, то в нынешнем – 107.

– В чем, по-вашему, заключается значимость дополнительного образования для детей и молодежи?

– Оно позволяет подростку оценить свои знания под практическим углом зрения, уделить внимание той сфере, которая интересна именно ему, и получить необходимые навыки и поддержку. Дополнительное образование помогает воспитать грамотную, небезразличную, творческую и думающую личность, патриота. Такой человек способен развиваться сам и с удовольствием работать на благо своей страны.

Однако, чтобы сделать допобразование более эффективным, требуется выделить в отдельное направление подготовку к централизованному тестированию, расширить предложения, связанные с обучением современным информационным технологиям, уделить внимание работе по физическому совершенствованию учащихся, включая и обучение основам экстремальных видов спорта, сюда же могут быть отнесены занятия с неформальными субкультурными молодежными группами.

***

Корреспонденты агентства «Минск-Новости» поинтересовались мнением жителей столицы о том, как должен быть организован досуг современных учеников с учетом школьных нагрузок.

Справка

В Минске действуют 23 учреждения дополнительного образования, в их числе – 9 физкультурно-спортивных центров детей и молодежи, Минский государственный Дворец детей и молодежи и Минский городской туристско-экологический центр.

Фото агентства «Минск-Новости»

Самое читаемое